Хотите научиться ткать ковры и делать валенки – приезжайте в Воронежскую область
В Воронежской области любого заезжего путешественника научат не только плохому, за этим и ехать никуда не надо, но и хорошему, и полезному. Например, валять и украшать валенки, ткать ковры, вязать веники или освоить уникальную богучарскую роспись. А ещё можно перенестись на тысячелетия назад и ощутить себя человеком каменного века и понять, насколько тебе повезло жить в 21-м.
Хохломская, жостовская, а ещё богучарская – мало кто знает, что в Воронежской области есть своя собственная роспись. Одна из самых молодых в мире, родилась в 70-х годах прошлого века. Из Курска чашку, расписанную под Хохлому, в Богучар привёз директор лесхоза и сделал местным умельцам заказ.
«– Мы стали использовать наши природные донские разнотравья, наши цветы, использоваться в этой росписи. Техника остаётся та же самая, а уже роспись привязана к нашему донскому краю. Сейчас, когда мы приобрели свою нишу, и нас уже знают и за границей, и в Москве, нашу роспись сразу определяют».
Теперь технике учит одна из основоположниц Людмила Чижмина – она тогда работала киномехаником, а стала в итоге художником и вместе с ещё несколькими мастерицами разработала золотой цветочный орнамент на чёрно-красном фоне. Ягодок или птичек в богучарской росписи нет, только растения.
Людмила Чижмина, работник дома творчества г. Богучар:
«Характерные черты – колоски, в основном, колосок, то, что принадлежит нашей росписи. Ещё жёлудь характерно тоже».
Расписывать чаши и пасхальные яйца в Богучаре умеет любая интеллигентная женщина, включая ядерных физиков – новое поколение мастериц готовят в доме творчества. Научиться, рассказывают, можно года за два, не меньше. Вначале «ставят руку», потом уже учатся правильно рисовать лепестки и листочки – на бумаге. До готовых пасхальных яиц или ваз.
Розы, васильки и незабудки – популярный узор для вышивок и даже ковров. В Хохле сохранился единственный в мире станок для плетения ковров.
Шерстяной хохольский ковёр «в розу» двусторонний – его можно переворачивать, если запылится. Вот такой мастерица делает примерно год. Рисунок набирают цветными нитками, потом уплотняют получившийся ряд рейкой.
«– Натягиваем их туго-туго, через одну, одну нижнюю, одну верхнюю, насновали, вставляем доску, рейку, плетём плетёнку, нижнюю – верхнюю, проходим три ряда кордом».
Сейчас эту работу может делать только Мария Новичихина, она ковры плетёт более двух десятков лет – раньше работала в ковроткаческом цехе. Её маму учила Мария Гладнева, самая знаменитая ткачиха Хохла. Её вот точно такой же Ленин висит в историческом музее на Красной площади.
Такая красота до революции была в доме только у зажиточных крестьян, признаком достатка был ковёр и зеркало. Ковёр, конечно, не на полу лежал, а висел на стене. Все детали интерьера украшали таким же цветочным орнаментом – например, полог люльки и вещи малыша. В это трудно поверить, но в таких вот подвесных колыбельках, кстати, дети спали до трёх лет. И, уведите от экранов молодых мам, пеленали специальным поясом – свивальником на ночь тоже лет до трёх.
А этот предмет быта в отличие от вышиванок до сих пор почти в каждой квартире. В селе Семен-Александровка Бобровского района веники вяжут – на всю область. Местные жители с середины 20 века сеют сорго и плели из него древнейшее средство уборки – так «кластерный подход» позволял селянам выжить даже в неурожайные годы.
Елена Балкова, мастер по вязанию веников:
«Все трудились. Мама с папой на работе, десять рядочков веников прополи . Маленькая зелёненькая травка, сначала под тяпочку всё сажали, весь огород 30 соток. Три тысячи рядочков мы туда-сюда бегаем вот это вот пропалываем».
Елена Балкова и Николай Черешков веники вяжут с детства, сейчас этот бизнес пошел на спад, зато появился интерес к нему туристов. Из сухого сорго вяжут вначале «пальцы» – небольшие букеты. Потом собирают их вместе и связывают вымоченной лозой.
В сезон с одного подворья получается 400 веников, их продают и говорят, имеют неплохой доход.
«– А какой должен быть веник? Кисть большая, сейчас она чуть-чуть сметётся, и опять вот тут ничего лишнего нет, кисточка, он маленько ободрался, его подрезала и опять метёшь».
Хранить древнейшее средство для уборки советуют метёлкой вверх, не наводить чистоту после захода солнца и не выбрасывать старый веник, чтобы вместе с ним не потерять счастье.
В Бобровском районе ещё и валенки валяют – здесь сохранилось единственное действующее предприятие региона, где производят зимнюю обувь. И туристам показывают – при поддержке департамента культуры Воронежской области администрация Бобровского района включила в основной туристический маршрут экскурсию в Дом шерсти. Технологии те же, что в 50-х годах, пожалуй, такого больше нигде не увидишь. Например, чесальная машина – она превращает овечью шерсть в ровные рулоны.
Юрий Ермолов, руководитель предприятия:
«С этого бункера в бункер чесальной машины. И чесальная машина. Она как бы расчёсывает эту шерсть, получается ватка. Когда шерсть расчёсывается, она даётся мастерам. Мастера разрывают её на пласты, они делают сейчас валеные тапочки, взвешивают. – А это что? – А это притирочная плита, которая уплотняет шерсть. Весит она килограммов 250, тяжёлая».
На пару тапочек 39 размера уходит примерно триста граммов шерсти. На валенки – уже 3 килограмма. Прежде чем стать валенком, заготовка проходит через молотовую, рычажно-растяжную и роликово-растяжную машины.
Потом надевают будущий валенок на колодку и подгоняют под нужный размер и форму окончательно. Финальная стадия – 12 часов сушки. Сувениром бобровские валенки становятся в дизайнерском цехе.
Наталья Сотникова, специалист дизайнерского цеха:
«Сюда приходит у нас готовая продукция, без меха. Здесь я пришиваю мех. – А вот украсить? – Есть готовые термо-аппликации».
Изделия с вишенками, клубничками и цветочками стоят дешевле – их украшают за пару минут. А вот это уже эксклюзив – вышивают валенки только вручную.
Сейчас Людмила покажет мне, как выполнять самую тонкую работу – вышивать на валенках, учитывая, что они толстые, очень сложно. Берём иголку… Делается край. Вышитый. Закрепляется нитка несколько раз. И старайтесь не проткнуть. Вроде, не проткнула. Сложно, уколоться можно.
В отличие от ткани валенок нельзя прошивать насквозь, поэтому все стежки делают под углом. Получается что-то вроде вышивки тамбурным швом – просто, но эффектно.
«– Наш мастер-класс называется курс молодого кроманьонца. Кроманьонцы – это название нашего с вами современного вида человека. Есть ещё неандерталец, но современная наука рассматривает, что неандерталец – это не предок современного человека, это параллельная ветка».
45 тысяч лет назад, как только человек появился, появилась и индустрия обработки камня – когда вместо когтей и зубов решили использовать труд и смекалку. Первым делом предки научились придавать камню острую форму – первые в истории ножи выглядели примерно так.
«– Когда я колю, выглядит достаточно просто. Вот так берёшь и отбиваешь. При правильном наклоне, выходит достаточно легко, не надо сильно бить».
Без инструмента – ударами камня о камень отсекается всё лишнее.
Более тонкая техника – наносить сколы рогом лося – таким образом, за счёт более плавного импульса получаются более длинные сколы. Это сложнее, получается не с первого раза. Орудия очень хрупкие, 50% из них ломалось. Из килограммового куска кремня получается скребок или резец. Для обработки кожи края обязательно «ретушируют» – притупляют сколы, чтобы не порезать изделие.
«– Есть современные люди, которые занимаются выделкой кожи, но у них скребки из металла, снятия мяса, и они имеют точно такое же лезвие, то есть, эти вещи не поменялись со времён их изобретения».
Сотрудники заповедника Дивногорье даже проводили эксперимент – метали копья с каменным наконечником. Шкуру животного такое копьё пробивает легко.
Создавать древние каменные орудия, как показывают мастер-классы в состоянии даже ребёнок. Так что новый ледниковый период воронежские туристы точно переживут.
Как трудились предки, покажут в Дивногорье, а вот как развлекались – в Костёнках. Здесь всех любителей древностей учат рисовать как древние люди в пещере Альтамира – обязательно тремя цветами: чёрным, красным и жёлтым, правда, кисточками и на бумаге. Получается похоже, особенно, у детей.
Лилия Писарева, посетитель выставки:
«Это очень сложно, учитывая, что рисовали по памяти в тёмных помещениях и очень быстро, пока догорает факел».
Задача посложнее – каменным резцом дополнить фигурку знаменитой Костенковской Венеры. Местные первобытные
художники занимались скульптурой – вырезали из бивня мамонта или известняка беременных женщин без лиц.
Ирина Котлярова, главный научный сотрудник музея-заповедника «Костенки»:
«Игрушки, носившие такой сакральный смысл, игрушки-обереги, которые передавались от матери к дочери для того, чтобы как можно больше было детей».
Статуэткам, которые хранятся в музее, около 20 тысяч лет. Собственно, эти находки в своё время и привлекли к Костёнкам внимание учёных в начале прошлого века. Так первые воронежские художники стали известны на весь мир.