Событийный туризм: Ночи в Дивногорье, древние праздники и «Воронеж – сад»
Работники культуры области готовы устроить каждому туристу впечатляющие выходные, если те решат приехать в регион на какой-нибудь фестиваль. За лето их проходит около десятка, есть камерные – в отдельных районах, есть – международные. Последние, которые проводят при поддержке правительства области, известны далеко за пределами России. Где можно получить всё сразу: музыку послушать, в мастер-классах поучаствовать и местную экзотику отведать – в специальном репортаже «Вести-Воронеж».
«Вильгельм Телль», сыгранный на стальных рогах, под звёздами посреди меловых гор. Романтическую атмосферу единения с искусством для зрителей создают в Дивногорье каждый год в июле. «Лунная соната» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта, «Болеро» Равеля на этот раз в исполнении Российского рогового оркестра. Изготовлены инструменты из сплавов. Все разной длины – от очень коротких до трёхметровых. Один рог может исполнять только одну ноту. Поэтому музыканты работают сразу на нескольких инструментах, что крайне сложно. Звучание рогового оркестра напоминает игру органа.
Сергей Поляничко, художественный руководитель Российского рогового оркестра:
Чтобы играть в роговом оркестре, надо иметь набор особых данных, талант, особый тембр слуха, уникальный дар. Абсолютный слух, чувство ритма феноменальное. Музыканты работают в пределах сотых долей секунды. Сегодня у нас короткий репертуар. Если вы услышите «Времена года» Вивальди, органные прелюдии Баха, вы поймёте, насколько трудно это сделать и насколько легко воспринимать зрителю.
За всю историю Ночи в Дивногорье у подножия холма давали оперу, оперетту, симфоническую музыку, в этом году программу разнообразили эстрадным вокалом в исполнении мужского хора Воронежского концертного зала. От которого зрители, до этого с головой погружённые в высокое искусство и пледы, тут же устроили что-то вроде сельской дискотеки.
В Воробьёвский район который год съезжаются кузнецы со всей страны. 12-й год в этнографическом комплексе «Ломы» собирается Русь песенная, и главным образом – мастеровая. Здесь горячо, шумно и всегда надеются на большую удачу – за фестиваль успевают изготовить не один десяток подков.
Пять минут и кусок металла кузнец-художник Джамполат Гасанов превращает в сувенир. Самые популярные шедевры из металла – розы, хотя туристы предпочитают что-то более оригинальное.
Джамполат Гасанов, кузнец:
«Металл, пластика – волшебство. То есть, металл бесформенный превращается в изделие буквально на глазах за несколько секунд, за несколько минут. Некоторые часами или годами – это интересно, увлекает. Люблю мелкую пластику, то есть, таких зверюшек, мышек, какие-то маленькие детальки. Очень интересно. А так реально всё выковать. Я и большие, скульптурные композиции кую».
Ароматизированная ткань – дело женское, ткачихи изготавливают пряный гобелен – из льняных ниток и степных трав. У палатки от этого рукоделия – стойкий запах мяты и чабреца.
Это не просто – поделки, это украшения для дома с лечебным эффектом – их издревле использовали для борьбы с бессонницей и плохим аппетитом домочадцев. Мастерицы Кущевского центра ремесел на фестиваль привезли портативные станки, чтобы каждый мог попробовать.
На фестивале каждый год собирается до 300 мастеров и исполнителей, и тысячи – гостей. В этом году для туристов начнут изготавливать гастросувенир – подсолнечное масло.
Василий Козлов, директор фестиваля «Русь песенная. Русь мастеровая»:
«С производственным оборудованием 18 века. Мы эти шестерёнки, узлы, детали, нашли, по крупицам собрали, и запустили в производство. И теперь имеем возможность получать гастросувенир в утраченном хуторе Ломы. Мы его возродили. То, что там детки не могли себе позволить, мельница у них была, а маслобойни не было. А теперь есть и маслобойня. И там они нас чувствуют, у нас с ними связующая нить есть. Мы говорим им, мы продолжаем ваши традиции».
Продолжая традиции, в селах Воронежской области справляют древние праздники. Например, ещё языческий – Ивана Купала. Главный атрибут – венки – учат плести гостей. Считалось, травы в этот день обладали особой силой. И растения для плетения выбирали особые – базилик, герань, розу.
Гуля Буракова, посетительница праздника:
«Пучочек берёшь, повернул-завернул, дальше другой. Другой друг за дружкой... Так и плетём ... – Сколько венков сплели? – 70 точно, но и ещё плели. Под 100, наверное, сплели».
Венки после наступления темноты отпускают по течению реки. Главная особенность праздничной ночи – костёр. В старину вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.
По главной улице, без оркестра, зато с главой района в обнимку – так уже который год в Новой Усмани празднуют православную Троицу. Здесь проводят песенный фестиваль на берегу реки. Поют – не те самые «русские народные», которым учат в детских кружках, а настоящие фольклорные, собранные во время экспедиций в деревни.
Троица – девичий праздник. Они водят традиционный хоровод, им жарят яичницу и угощают. Девушки вяжут ленточки на берёзки, плетут венки, бросают в воду, гадают о суженом. Куда венок уплывёт, в той стороне и судьба их ждёт.
Галина Сысоева, фольклорист, профессор Воронежского института искусств:
«Природа входит в пору своей зрелости, расцвета и дальше она уже готова приносить плоды. Так и девушки, достигают полной зрелости и их величают на Троицу, во всех песнях, потому что парней величают тоже, на Ивана Купала».
А в Семилукском районе традиции не только чтут, придумывают на ходу. Например, изобрели фестиваль цветов – это финал районного смотра конкурса, на котором выбирают самое ухоженное и цветущее село. От каждого поселения на фестиваль привозят по охапке роз и тарелке с угощениями. Ландшафтным дизайном в районе увлекаются, некоторые в своих дворах даже искусственные пруды с кувшинками создают. Работник клуба из Медвежьего клумбой нарядилась – на композицию ушло пять метров ткани, плюс искусственные подсолнухи и альстромерии.
Наталья Бондаренко, жительница села Медвежье:
«Материалы все подручные. Долго шили, конечно, готовились к празднику, ну, месяц. Цветы в каждом дворе у нас, сейчас очень часто и за двором очень много сажают, очень много цветов».
В Петропавловском районе главный праздник в году посвящен местному бренду – арбузам. На нем не только развлекаются – знакомятся с потенциальными партнерами, заключают выгодные сделки и продают арбузы.
Об арбузах поют, рассказывают стихи и разыгрывают театральные представления. Отдельная гордость – местная кухня. Из самой большой ягоды местные жители готовят всё, кроме, разве что жаркого и борща.
Чтобы погрузиться в атмосферу местного гостеприимства, вообще достаточно отправиться в выходные на любой сельский праздник. Там точно накормят, развеселят и научат частушки петь.
Ну, а тех, кто садоводство готов возвести в ранг искусства, каждую осень в областном центре ждут. Ежегодно выставка «Воронеж – сад» собирает не менее сотни участников и более 100 тысяч зрителей. Дерево из знаменитого фильма, деревенская съёмочная площадка с животными, русалки из георгинов и история советского кино в одной инсталляции.
Флористам здесь, конечно, было где развернуться, они заняли даже акваторию Центрального парка, пришлось, правда, перед этим её почистить. На вот такую лодку, говорят, ушло 190 цветов, не считая зелени, жалко, что здесь невозможно на ней поплавать.
На Русалку ушло 200 георгинов 9-ти сортов, плюс папоротник, пионы, гортензии и перчики. Это одна из самых романтических инсталляций. Сколько цветов на Лисичке, даже не считали, говорят, привезли 4 ящика. И их постоянно приходится обновлять.
Мастера демонстрируют экологичный подход к искусству – например, деревянные фигуры прямо во время фестиваля вырезают из спиленных во время санитарных рубок деревьев.
Александр Ивченко, скульптор:
«Смысл всего этого в действии – сказать, что брошенные деревья, спиленные деревья могут обретать вторую жизнь. В частности, всё, что здесь сделано из вязов, которые срубили на Кольцовской. Их хотели уже коммунальные службы утилизировать, но удалось каким-то чудом просто выхватить».
Каспиан Робертсон из Лондона в фестивале «Воронеж – сад» участвует каждый год. Он – автор проекта сквера Маршака, за кукольным театром. Русский стиль ландшафтного дизайна, рассказывает англичанин, утилитарен – в садах сажают много фруктовых деревьев и ягодников, в отличие от Англии – там клумбам и аккуратно подстриженным деревьям предпочитают дикую природу.
Каспиан Робертсон, дизайнер:
«Воронеж – особое место для моей души, я приезжаю сюда несколько лет подряд, это грандиозное цветочное шоу становится всё масштабнее и масштабнее. Меня приглашают и на Московские цветочные шоу. А сейчас я в Воронеже и каждый раз я исследую новый город, я открывают Россию всё больше и больше».
Праздник в этом году посвящён Году кино – его показывают в арт-театре Кит. Фантазии на тему советского кинематографа поддержали и городские управы. А этнографический парк Ломы приехал, как всегда с соломой для прыжков, живыми коровами и оригинальной задумкой – сделали сельскую съемочную площадку.
Снимают – на деревянную камеру, зато, говорят, с душой. Актёры и статисты – все настоящие. Арт-объекты интернациональное жюри оценивает по 11 номинациям. Яго Кин воронежских дизайнеров судит четвёртый год.
Яго Кин, член жюри международной федерации ландшафтных архитекторов:
«Я вижу огромный прогресс не только в том, что мы видим здесь, на шоу, в работах дизайнеров, но я вижу и огромный прогресс в том, как меняется городской ландшафт».
Один из конкретных проектов, в котором я участвую, это дворец Ольденбургских, где Оливье Даме, великий французский дизайнер, разработал проект парка и ландшафта. И медленно, но верно заметен общий прогресс».
Любоваться красотой приходят не все – кроме зрелищ есть ещё и хлеб, точнее – сыр. Первый фестиваль этого продукта объединили с праздником ландшафтного дизайна. 6 местных производителей свои продукты привезли на дегустацию. Эта акция, можно сказать, просветительская – потребителей решили научить разбираться в качественном сыре. В Черноземье, рассказывают производители, предпочитают так называемые «кормовые» сыры – полутвёрдые не острые. Впрочем, другие и взять особенно негде.
Максим Студеникин, владелец магазина:
«В настоящее время только Швейцария доступна, поэтому возим швейцарский сыр, и выбираем из российских сыроварен самое лучшее. А что касается мягких сыров, белая, голубая плесень – уже вовсю продаётся, очень хорошего качества, близкие к французским, итальянским сырам».
Пока гурманы о вкусах спорят, в Технологическом университете для них разрабатывают маршрут – создали сырную карту Воронежской области. На ней собрали производителей всех сортов, к которым можно наведаться на дегустацию. Опробовать обещают на студентах.