Медкабинет в каждую школу. Как воронежские медики оценили перспективы нового законопроекта
Нововведения в школьной медицине сейчас обсуждают в Госдуме.
Медицинский кабинет – в каждую школу. Новый законопроект о школьной медицине сейчас обсуждают в Госдуме. Согласно документу, в образовательных учреждениях страны появится свой доктор, который, например, будет осматривать детей перед каждым уроком физкультуры. Также планируют обучить учителей оказывать воспитанникам первую помощь. Хватает ли школьных врачей у нас в регионе и как оценивают идею воронежские медики – расскажем сегодня в программе «Факты».
Медкабинеты начали исчезать из школ после того, как были приняты новые законы об охране здоровья и об образовании. Тогда все средства уходили на их выполнение, и во многих регионах просто не хватало денег на закупку оборудования в медкабинеты. А наличием врача в каждой школе озаботились пару лет назад, когда за год на уроках физкультуры скончались 200 учеников.
По данным департамента здравоохранения, сейчас из 729 школ Воронежской области только в 290 есть оборудованные по всем нормативам медицинские кабинеты. А ведь это даже не треть. Укомплектованность врачами при этом – 80 %, но это медики, работающие не на постоянной основе. В медсестрах в школах нуждаются чуть меньше – укомплектованность средним медперсоналом – 89%.
– На сегодняшний день укомплектованность, конечно, недостаточная. Если говорить о школьных врачах – из них 65% это совместители. Поэтому мы понимаем, что нет постоянного врача. Есть часть школ, которые малокоплектны, и вместе с тем в самих школах нет условий, они не построены по типовому проекту. Там медицинское обслуживание возложено по договору на фельдшерско-акушерские пункты, это касается, в первую очередь, сельской местности, – отметил педиатр Воронежской области Маргарита Киньшина.
По стране ситуация аналогичная – только в 63% школ есть свой медкабинет или пункт в собственности или на условиях договора пользования. Когда же было принято решение убрать медицинский персонал из образовательных учреждений, врачей перевели в детские поликлиники, загрузили их работой, и теперь до школы они доходят довольно редко.
– Детские поликлиники разгрузятся – по той же школьной патологии. Поликлиники переключатся на малышню, на детей, которые не ходят в школу и которые чаще болеют. Поликлиники переключатся на тяжёлые заболевания, которые через них проходят и идут в стационар, и переключатся на остроту. А заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, зрения и какие-то психологические проблемы – это всё можно отдать, – говорит генеральный директор группы компаний детских клиник, педиатр Олеся Назарова.
В структуре всех «школьных» заболеваний в нашем регионе в топ-5 попали болезни органов дыхания – более 500 случаев на 1000 человек. На втором месте – патологии органов зрения. Тройку антирейтинга замыкают заболевания костно-мышечной системы – почти 200 случаев на 1000 учеников. Чуть меньше – болезни органов пищеварения и все сопутствующие «болячки». Наименьшее число – травмы, отравления, и другие болезни, вызванные внешними воздействиями.
– У нас 1647 детей, мы учимся в одну смену, и, конечно, медицинский кабинет достаточно востребован, потому что у детей и животики болят, и температура поднимается – со всеми болячками они обращаются в медкабинет. И, конечно же, в школе часто бывают травмы… Медики тоже оказывают первую помощь, вызываем «скорую». Так что без медиков школе обойтись никак нельзя, – отметила заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №101 Лариса Рожкова.
По мнению экспертов, важно, чтобы пришедшие в школу медики были, что называется, универсалами. Мало мазать ногу детям зелёнкой или давать освобождение от уроков физкультуры. Важно, чтобы специалист, к примеру, был знаком с диетологией. Поскольку печальная статистика говорит, что если в среднем при поступлении ученик имеет четыре «болячки», на то на выпуске заболеваний уже 10. А, значит, главным приоритетом школьного врача должна стать профилактика.
Поэтому его обязанности планируют расширить. В частности – врач должен заниматься ранней диагностикой неврологических, сердечных заболеваний, а также болезней опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Также на его плечах – организация вакцинации и участие в разработке школьного меню. При этом доктор должен получить ставку на полный рабочий день.
– Если мы говорим о настоящей врачебной помощи, а не бумажки писать – врач должен быть каждый день. Если врач будет приходить два раза в неделю – кого он выберет? Врач, который каждый день в школе, который видит много детей, разговаривает с родителями, формирует – что у него, например, 100 человек на занятия ЛФК, 100 человек на, допустим, аппаратное лечение глаз, 100 человек – это дети, кому нужна индивидуальная диета. Ну, это невозможно успеть за два раза в неделю, – рассуждает педиатр Олеся Назарова.
Планируется также, что перед каждым уроком физкультуры врач будем осматривать класс – чтобы исключить попадание детей с недомоганием на занятие. Однако некоторые педиатры считают такой подход бессмысленным. Ведь основные причины летальных исходов – это, как правило, упущенные ранее заболевания сердечно-сосудистой системы. И здесь логичнее решать проблему, углубив профосмотры и обеспечив медкабинеты приборами УЗИ и ЭКГ.
Одно из основных положений законопроекта также – обязанность родителей сообщать в школы о заболеваниях или особенностях развития ребенка. Плюс планируется частично возложить ответственность за состояние школьника и на учителей.
– Сейчас даже рассматривается о наличии в каждом образовательном учреждении дефибрилятора. Это такие ситуации, которые могут произойти раз в год. Конечно, неотложной помощи должен быть обучен педагог, на мой взгляд, это абсолютно верно. Мало того, мы ещё запланировали и со своей стороны программу обучения старшеклассников методам оказания неотложной помощи, – говорит главный педиатр Воронежской области Маргарита Киньшина.
Сейчас нормы Минздрава таковы – на 1000 школьников должен приходиться минимум один педиатр. Плюс один врач по гигиене детей и подростков на 2, 5 тысячи обучающихся. Медсестёр должно быть в пять раз больше – то есть по одной на 500 учеников. Из-за кадрового голода эта пропорция, разумеется, не соблюдается, как следствие – дети остаются без медицинского присмотра.
Оснований для возврата медкабинетов в российские школы более, чем достаточно. Однако, по мнению общественников, на деле организовать новый пункт оказания медпомощи, где его раньше не было – не так просто. Директор школы должен выделить подходящее помещение, найти деньги, чтобы закупить медоборудование, а главное, получить лицензию на его открытие и работу.
– Даже если врач будет приходящий, то медсестра должны быть постоянной, либо это теряет смысл. А, значит, у нас должны быть тысячи, десятки, а по стране – сотни тысяч медработников, которых будут там задействовать. Мы их откуда – то должны взять. Мы должны понять, какой уровень бюджета это финансирует, как он финансирует, идут ли на это дополнительные дотации? – отметил директор института региональных проблем РФ Дмитрий Журавлёв.
Кадровый вопрос власти уже пытаются решить – пару лет назад в стране появилась новая специальность «бакалавр школьной медицины». Её могут получить медработники со средним образованием и дополнительной подготовкой. Бакалавры будут следить за здоровьем школьников, в частности, за соблюдением санитарно-гигиенических норм – уровнем освещенности помещения, осанкой учащихся и высотой парт. Правда, первые выпускники с таким образованием появятся только через три – четыре года.
Пока же ясно одно – все участники системы школьной медицины – в том числе и родители учеников – демонстрируют стопроцентную моральную готовность к возврату медкабинетов в школы. Гораздо сложнее ускорить процесс готовности технической и финансовой.
И с этим властям придётся поторопиться, по прогнозам экспертов, проект о школьной медицине станет действующим законом уже после ближайшей весенней сессии.