< >

Сносят дома и расселяют людей по окраинам. Как в Воронеже избавляются от ветхого жилья

Эксперты объяснили, почему уничтожение старых кварталов затягивается на годы.

Юлия Амелина Вести Воронеж 14086

Новые районы, кварталы, жилые массивы – владельцам ветхого жилья пообещали льготную ипотеку. Федеральная программа расселения аварийных домов откровенно буксует, и власти ищут способ ускорить процесс. Сколько непригодных для жизни домов в Воронеже, когда их снесут и куда переселят горожан – об этом в новом выпуске программы «Факты».

Программа «Снос и реконструкция ветхого многоквартирного жилищного фонда» в Воронеже стартовала ещё в 2010 году, власти планировали управиться за пять лет, но в процессе поняли, что погорячились и конечным сроком назвали уже 2030 год. Изначально планировали снести более 500 жилых домов постройки 40 – 70-х годов с приличным процентом износа. На их месте должны были вырасти новые многоэтажки. Они и росли – вот только в разы медленнее, чем изначально планировалось.

– Для национального проекта стоимость была установлена изначально 35 тыс. рублей за квадратный метр. И мы  торговали в этом году по такой стоимости – и никто не пришёл, к сожалению, по такой стоимости продавать жильё. Мы подняли вместе с городом и областью цену до 39 тыс. за метр, и тогда уже застройщики начали участвовать в аукционах. Эта стоимость не позволяет нам купить квартиры в центральных районах города. Либо в тех, откуда мы расселяем. Поэтому в основном остаётся жильё на окраинах города: в микрорайон Шилово, на Ростовскую, – говорит руководитель Управления жилищных отношений Воронежа Олег Зацепин.

При этом, как сообщили в мэрии, сейчас горожан, не желающих переезжать в Шилово, стало гораздо меньше. Чиновники объясняют это тем, что за последние пару лет микрорайон преобразился, обзавёлся школой и детсадом, а совсем скоро там появится большой спортивный комплекс. Сейчас в судах оспаривают свой переезд около 3% переселенцев – против прежних 10%. Тем не менее, совсем исключить судебную практику пока не удаётся.

За прошедшие годы медленно, но верно, при помощи других государственных программ по расселению, в Воронеже обновили жильё почти 15 тыс. человек. Спонсировали это массовое переселение бюджеты всех уровней, общий объём финансирования превысил 8 млрд рублей.

В этом году в городе стартовал новый этап муниципальной программы по расселению, параллельно началась реализация национального проекта по улучшению жилищных условий россиян. В рамках этих двух программ до 2025 года в Воронеже планируют расселить 62 аварийных дома, освободив площадь более, чем в 30 тыс. кв. м. Субсидии на это составили почти 1,5 млрд рублей.

– Для нанимателей мы в обязательном порядке покупаем жильё, так как они проживают в нашем. Тут главный критерий – равнозначность метров, количество комнат, благоустроенность этих помещений. Въехал – и живи. А для собственников – два варианта: либо как для нанимателей приобретаем жильё по тем же самым нормам, либо предоставляем компенсацию в соответствии с рыночной оценкой их имущества. Если мы улицу Лениградскую расселяли – там 35 тыс. рублей за метр, ближе к центру – 42 – 45 тыс. рублей. За эту компенсацию себе можно приобрести вполне другое жильё, – рассказывает Олег Зацепин.

Проблема в том, что в программу включают только аварийное жильё. Но по факту ветхого фонда в городе – почти в десять раз больше. Просто его ещё не признали аварийным, ведь для этого нужно заключение экспертной комиссии. Понятие «ветхий» в законе не оговорено никак, неофициально таким признают строения с не менее 70% износа, но критерии определения этого износа также нигде не прописаны. Пока что самый верный способ определить степень ветхости – просто увидеть, как дом в прямом смысле слова рассыпается.

Сейчас в городе более 700 ветхих домов. Если бы эти постройки снесли одновременно – то застройщики бы получили территории в  2,5 млн кв. м. Однако даже при успешном ходе всех программ по расселению займёт это всё не менее 15 лет.

Пока же процесс расселения успешным назвать трудно – даже с учётом помощи застройщиков. Они подключились в рамках уже другой программы – по развитию застроенных территорий, и сейчас пытаются переселить целые кварталы самостоятельно. А поскольку инвестиции в далёкое и смутное будущее – весьма дорогое удовольствие, то строить новые многоэтажки могут себе позволить всего четыре – пять компаний.

– Здесь необходимо проложить сети, создать  технические условия, которые в настоящий момент у нас весьма дорогие, плюс – разработать архитектурный облик. Чтобы заключить сам договор, то есть право на расселение, мы потратили около 6 млн рублей. Гораздо больше инвестиций потребовалось для того, чтобы именно расселять. На сегодняшний день мы уже потратили уже около 200 млн рублей, – рассказывает заместитель гендиректора строительной компании Виктория Анохина.

Плюс, чтобы снести дома, застройщики обязаны оформить все пустующие помещения на себя. Стоимость этой процедуры для одной квартиры – в районе 20 тыс. рублей. А таких квартир, например, 400. И вернутся эти инвестиции не раньше, чем через пять – семь лет.

Кроме денежного вопроса, есть и другие нюансы – например, не всегда удаётся «уговорить» жильцов поменять полуразрушенную квартиру на новую. Кто-то просит вместо одной квартиры – пять, по одной на каждого члена семьи. Или владельцы комнаты в 16 м хотят получить 40 новеньких квадратов. И это только малая часть возникающих в процессе расселения проблем.

– Поскольку эти квартиры остались пустыми, то,  соответственно, люди без определённого места жительства начали мародёрствовать. Они демонтировали батареи, вывозили всё, что можно, включая окна. Там остался последний житель, мы не могли выселить её юридически, поскольку у неё не было паспорта, уже был зимний период, батареи были срезаны. Пришлось топить буржуйкой. И мы заселили её в квартиру без документов, мы полгода восстанавливали её документы, и этот процесс не завершён. И из-за этого мы не можем этот дом снести, – говорит заместитель генерального директора строительной компании Виктория Анохина.

Но застройщики всё это терпят – просто потому, что в городе уже не осталось свободных для застройки мест. Единственная возможность развиваться и зарабатывать – сносить кварталы с устаревшим жилым фондом.

В области расселение ветхого жилья тоже идёт, хоть и со скрипом. До 2025 года в районах должны расселить 82 аварийных дома и найти новое жильё для 2,5 тыс. человек. Власти готовы потратить на это 2,5 млрд рублей. Новостройки появятся в 19 населённых пунктах области, среди них – Борисоглебск, Острогожск, Павловск, Поворино, Новохопёрск, Бобров. Им повезло – нашлись подрядчики, готовые строить в малых городах.

– Такие проблемы есть практически во всех городах крупных. Мы пытались изучать чужой опыт. Но реально серьёзного опыта, который можно брать на вооружение – тоже нет. Во многих вещах мы даже первопроходцы. Если регион не обладает мощными строительными компаниями, способными вкладывать собственные средства – они вообще не сдвинутся с мёртвой точки. У нас, к счастью, такие компании есть – они как локомотивы двигаются вперёд, и власть за собой увлекают, – говорит председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.

Новый законопроект призван облегчить трудоёмкий и долгий процесс расселения. Кроме льготной ипотеки, планируют также упростить процедуру признания домов аварийными, и расширить список организаций, которые помогут застройщикам снизить их затраты – в частности, предлагают также подключить Фонд ЖКХ. В Союзе строителей подтвердили – содействие всех участников переселения ощутимо ускорит процесс.

– Это, безусловно, запуск программ про субсидированию внешних сетей за счёт средств государственного, областного и местного бюджета. И инвестиционных программ наших энергоснабжающих организаций. Если бы это сложилось – разговор об участии застройщика в этой программе был бы другим, более простым и понятным, – отмечает председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.

Однако пока что новый законопроект только одобрили для рассмотрения в Госдуме, конкретных сроков нет. Но даже если его и примут, придётся дополнительно разрабатывать и утверждать соответствующие подзаконные акты. А это – отодвинет вступление закона в силу. Так что пока воронежским застройщикам рассчитывать на все эти меры поддержки не приходиться, а значит и многим владельцам ветхого жилья придётся повременить с переездом.

Читайте также