< >

Припарка от коронавируса. Как псевдоцелители наживаются на доверчивых воронежцах в пандемию

Сейчас в стране только один закон, где хоть как-то оговорена деятельность народных лекарей.

Юлия Амелина Вести Воронеж 24394

В Госдуме предложили взять под контроль деятельность народных целителей и знахарей – на фоне пандемии их припарки и заговоры против коронавируса стали особенно популярны среди жителей страны, и этим откровенно пользуются мошенники. Как сейчас регулируют деятельность псевдо-лекарей и много ли воронежцев попадаются на их удочку – об этом в новом выпуске программы «Факты».

Сейчас в стране есть только один закон, где хоть как-то оговорена деятельность народных целителей. Принят документ в 2011 году, с тех пор никаких изменений в регулировании этой сферы не было.

– Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов, – сказано в Федеральном законе №323 - ФЗ от 21.11.2011.

То есть получается, что проводников альтернативной медицины поделили на две категории: народных целителей, например, костоправов, травоведов, гомеопатов. И оккультно-магических специалистов, или эзотериков – то есть парапсихологоов, тарологов, экстрасенсов и прочих. При этом для второй категории никакого определения в законе нет вообще. Что и открыло широкий простор для разного рода мошенников. У нас в Воронеже, например, одна из часто используемых схем – лечебный сон на заговорённых деньгах.

– Потерпевший передаёт свои накопления мошеннику, который якобы совершает над ними обряд, подменяет денеьги на бумагу и передаёт обратно потерпевшему. Затем убеждает жертву обмана, что на свертке необходимо спать 14 дней, и его запрещено трогать руками, – рассказывает заместитель начальника ОУР УМВД России по городу Воронежу Андрей Жилин.

Воронежские знахари также предлагают вязание узелков на нитке и сжигание церковных свечей против самых разных болезней – разумеется, за деньги. Также лечат от бесплодия по телефону. При этом жалоб на их действия немного – видимо, воронежцам сложно признавать, насколько нелепым образом они потеряли свои накопления. С  2019 года в местной полиции зарегистрировали всего 11 фактов мошенничеств под предлогом исцеления или снятия порчи. Но раскрыто из них пока меньше половины.

– Касательно нашего региона такие преступления имеют единичный характер. Условно они делятся на «контактные» и «дистанционные». Контактные мошенничества совершаются преимущественно в отношении граждан пожилого возраста, – рассказывает Андрей Жилин.

Если говорить о народной медицине, то разрешение на такую деятельность у нас в области выдаёт местный департамент здравоохранения. За девять лет желающих получить документ было, мягко говоря, немного – 14 человек, причём одобрение получили всего трое. Срок действия разрешения – пять лет, штраф за работу без него – четыре тысячи рублей. Отклоняют заявки потому, что зачастую такие целители уверены, что могут вылечить всех и от всего.

– Чётко значится, что нельзя оказывать виды народного целительства детям до 15 лет, нельзя оказывать услуги онкологическим пациентам и инфекционным больным. Участники – главные внештатные специалисты департамента, это и гастроэнтерологи, аллергологи, другие специальности. И они всегда обозначают, что порой тем же травами популярными можно нанести вред, – говорит начальник отдела департамента здравоохранения Воронежской области Анна Норова.

При этом почти 100% потребителей таких услуг не отличают представителей народной медицины, имеющих разрешение на работу, от гадалок и экстрасенсов. Когда же началась пандемия коронавируса, вещуны и ведуньи, разумеется, моментально изобрели средство и против этой заразы.

Так, на сайтах с каталогом народных целителей и на «Яндекс. Услугах» предлагают спасаться от вируса скипидарными ваннами, чайным грибом, змеиным ядом и – чисто по-русски – водкой. Стоимость такого «лечения» варьируется от 800 рублей до трёх тысяч рублей за сеанс. А поскольку правовое поле для эзотерических специалистов никак не очерчено, отчаявшимся и доверчивым посетителям остаётся просто верить на слово.

– Надо прописать, что такое услуги оккультно-магического характера в законе. Потом более чётко прописать их в классификаторе, что вот такие-то услуги – это эзотерика. Прийти к тому, что когда-то они бы сделали саморегулируемую организацию. А её не так-то просто зарегистрировать, и там требуется внесение взносов в компенсационный фонд. Если сделали ошибку и клиент не доволен – из этого фонда должны ему заплатить, – говорит президент Национальной ассоциации специалистов народной медицины и оздоровительных практик Владимир Егоров.

При этом более продвинутые маги и вещуны стараются придать своей деятельности как можно больше официоза. И в этом им помогают так называемые системы добровольной сертификации. В одном из реестров таких систем, мы видим, что судя по списку, сертификаты могут получить и медиумы, и духовные целители, и шаманы. Росстандарт имеет полномочия регистрировать подобные системы, но в их создании, ведении, а тем более оценке способностей оккультных специалистов никакого участия не принимает.

– Государство только дало право на проведение сертификации. Такую систему могут зарегистрировать юрлицо, коммерческая организация, и даже ИП за смешную пошлину. И написать: «Мы будем проводить сертификацию и магов, и целителей, и молитвотерапевтов, и психологов», – говорит Владимир Егоров. – И никакой квалификации ему самому, чтобы зарегистрировать такую систему сертификации, не требуется.

Кстати, на сайте реестра эзотериков обещают независимую и квалифицированную оценку способностей соискателей. С 2014 года здесь зарегистрировали 239 человек по 20 видам деятельности. Но по каким критериям оценили, например, эффективность работы космоэнергетов и медиумов, которым по итогам оценки выдали сертификат – информации в открытом доступе нет.

По оценкам экспертов, сейчас на рынке нетрадиционной медицины всего 0,5% «специалистов» работают легально. Очевидно, что стандартизация или лицензирование любых методов альтернативного лечения в нашей стране крайне необходима, уверены специалисты. Разумеется, только сами целители, мягко говоря, не очень заинтересованы в этом, ведь им, как минимум, нужно будет зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого.

– У него есть право собственности, он встаёт на налоговый учёт. Он получает санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре. Это тоже определённый акт, комиссия. Они приходят, смотрят освещение, чтобы не было плесени, была зона ожидания. То есть существует масса моментов, которые направлены все на защиту прав в данном случае не пациентов, а тех, кто обращается, – отмечает Анна Норова.

В Госдуме даже предложили создать специальную рабочую группу, которая бы целенаправленно занималась обновлением законодательной базы в этой отрасли, и эту идею поддержали в медицинском сообществе. Но как бы не корректировали закон и не пытались контролировать работу лжедокторов, пострадавших от их действий не станет меньше, если сами «пациенты» по-прежнему не будут проявлять бдительность и наивно верить в эффективность нелепых рецептов.

Читайте также