< >

Новый урок и восстановление храма. Как живут воронежские сёла Нижняя Ведуга и Меловатка

После войны там возвышались лишь холмики.

Николай Колтаков Вести Воронеж 5078

Фото: Вести Воронеж

К юбилею Победы в селе Нижняя Ведуга открыли памятник землякам, погибшим в годы войны. Здесь покоится 24 воина. Жители села собирали информацию о защитниках Отечества, работали  с архивами.   За могилой ухаживают сельчане, школьники.

Раньше на этом месте возвышались лишь холмики – война не оставляет времени на памятники. А имена павших солдат живые уносили с собой в атаку, из которой часто не возвращались.  Невероятно высокая цена уплачена за Победу.   

Потомки фронтовиков 9 мая выходят на улицы маршем «Бессмертного полка» и несут портреты своих дедушек и бабушек, отцов и матерей – тех, кто не дожил до этого дня, но кому мы обязаны тем, что этот день вообще наступил.   

Жизнь и смерть. В каких бы трагических обстоятельствах ни происходило их сближение – всегда побеждает жизнь, а из священной памяти потомков поднимается трепетное пламя вечного огня.

 «Разговоры о важном» – таким уроком началась новая учебная неделя в Нижневедугской школе. Это важный шаг в патриотическом воспитании. На торжественную линейку приехали руководители районной ветеранской организации.

В юнармейском строю – все рядовые, как нет командиров и у патриотического движения «Бессмертного полка». Это и есть преемственность: пока у Победы будут внуки и правнуки, полк останется бессмертным.

Уходит поколение фронтовиков – такова жизнь, и изменить это человек не в силах. Но не уходит память. Они по-прежнему с нами. В едином строю парада победителей идут вместе и давно ушедшие от нас,  и молодые. 

– Всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны. В нашем районе осталось десять  человек. Основную информацию о войне мы узнаём из книг, кинофильмов, встреч с историческими памятниками, – говорит заместитель председателя Семилукского районного Совета ветеранов войны и труда, Светлана Азарова.

 В книге нет рассказов о больших стратегических сражениях, в ней – память и боль тех, кто вынес нелёгкое бремя войны на собственных плечах, а в годы послевоенной разрухи активно участвовал в восстановлении родного края.

Воспоминания и рассказы очевидцев тех трагических дней позволят нынешнему молодому поколению воспринимать историю Великой Отечественной войны не просто как отстранённые знания, а как частицу жизни близких для них людей.

На уроке мужества показали фильм о Прасковье Щёголевой. Восемьдесят лет назад она не пожалела ни себя, ни своих детей, чтобы спасти боевого лётчика.

Осенью 1942 года в дни битвы за Воронеж сбитый штурмовик ИЛ-2, охваченный пламенем, упал на огород Щёголевых. Женщина вместе с детьми по горящей стерне  бросилась к разбитой машине и помогла выбраться лётчику. Его звали Михаил Мальцев.

 Фашисты устремились к горящему самолёту, но,  не обнаружив там лётчика,  ворвались в избу с криками: «Где русский лётчик?». На все вопросы Прасковья отвечала: «Не знаю. Не видела».

Под лай фашистских собак, рвущих её и детей, она продолжала молчать.  И только слёзы выдавали всё, что творилось тогда с ними до самой гибели.

Жертвенный подвиг Прасковьи  получил всесоюзную известность. О ней написаны стихи и рассказы, её именем названа улица в селе Семилуки. В какой дом ни зайди, знают и помнят о ней.

 Даже простой рассказ о тех муках, которые приняли на себя эти люди, заставляет и сегодня содрогаться сердце. Рассказывают о её подвиге каждый по-своему, но сходятся в одном - называют, как в старину на Руси, Святой. Светел и по-солдатски прост её подвиг. Светла и чиста её жизнь. 

– Вот такая героическая женщина проживала в нашем селе. Вот такой подвиг она совершила ценой свой жизни и жизни своих детей ради того, чтобы мы с вами жили и учились, – говорит председатель Семилукского районного Совета ветеранов войны и труда, Валентина Быкова.

И верится, спасёт Прасковья ещё многих – от сердечной чёрствости, душевной пресыщенности. Примером, подвигом своим, хотя сама и не думала в последние минуты своей жизни о величии и бессмертии.

Старожилы рассказывают, как в 60-70 годах прошлого века колхоз «Ведуга» гремел далеко за пределами Семилукского района. Хозяйство получало высокие урожаи. А председатель колхоза  участник Великой Отечественной войны Алексей Марчуков колесил по стране, перенимая всё лучшее, передовое. Да и к нему частенько приезжали важные гости. В 73 году ведугцы получили могучий урожай – 52 центнера с гектара. «Ведугу» наградили орденом Трудового Красного Знамени¸ а Алексею Васильевичу Марчукову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

– Было очень интересно работать с ним. И то, что орден на знамени колхоза, и то, что Алексей Васильевич стал Героем Социалистического Труда -  это великий его труд, умение руководить специалистами хозяйства, – бывший агроном колхоза «Ведуга», Валентина Стоякина.

 Местные жители решили увековечить память о том времени, когда одно из передовых хозяйств области, колхоз «Ведуга» возглавлял Алексей Васильевич Марчуков. На здании местной администрации открыли мемориальную доску Герою Труда. Редкий случай, когда памятная доска устанавливается при жизни.

– Низко кланяюсь всем, кто со мной трудился. Пожелаю колхозу самых лучших успехов в дальнейшем, – Герой Социалистического Труда, бывший председатель колхоза «Ведуга», Алексей Марчуков.

– Здоровья. Оставаться хорошим человеком до конца дней, – пожелал председатель колхоза «Ведуга» Егор Карапузов.

 А это уже другое село – Меловатка. С возрождением в селе храма началась новая жизнь. В родные гнездовья потянулись те, кто когда-то родился и вырос здесь.

  Это хозяйство Ольги Вендриевской. Разная живность мирно уживается на нём.  Подросшие цыплятки разных расцветок носятся по двору. А жёлтые комочки, едва появившиеся на свет, пока в доме. Сараи, приусадебный участок – сродни сельскому подворью.

– Мама с папой отсюда, бабушка. Пять коз у меня, куры, утки, два огорода. Пока есть силы, работаю на огороде. Муж помогает. Сын приезжает, Храм восстанавливаем. Я люблю землю. Работаю на земле, – жительница села Меловатка Ольга Вендриевская.

Храм в Меловатке всегда занимал вершинное место в жизни крестьянина, как символ веры в предопределённую победу добра над злом. Сегодня уже нельзя, как это было в прошлом, растоптать веру одних и на её руинах воздвигнуть  веру других. Даже если эта вера в светлое будущее. Не будет ни веры, ни будущего.

Сегодня храм в селе восстанавливается. Инициативная группа сельского самоуправления сумела проявить себя в благоустройстве церкви и погоста. Суетятся с утра до вечера, наводят порядок. И уже любо-дорого посмотреть на святыню. И уже никаких сомнений: «Храм во имя первого воронежского епископа Митрофана непременно здесь восстановят!»

– Любим храм. Стараемся поддерживать порядок. Начали штукатурить. Облагородили алтарь, позолотили купол. Десять лет, как занимаемся восстановлением храма, – жительница села Меловатка Елена Гирчева

– Надеюсь, что Господь не оставит нас, чтобы мы закончили восстановление храма. Село наше будет жить. Всё со временем вернется. Всё, что уходило, всё возвращается, – жительница села Меловатка Пелагея Котлярова

Такая она, наша деревня, неподелённая, встающая с третьими петухами, обходящаяся без проезжих дорог, бредущая на дойку по хлипким жердочкам. На такое самопожертвование способна лишь мать по отношению к своим детям. Не простят нам  потомки, если мы потеряем нашу деревню с её песнями, ремёслами, дошедшими до нас, но не сбережёнными нами.

Читайте также