Воронежский психотерапевт рассказал о психологических травмах
Подробнее – в «Лаборатории здоровья».
Фото: Freepik
Многие воронежцы часто в речи употребляют фразу «психологическая травма». Однако они не задумываются о том, какой в ней заложен смысл. Чем отличается внутренний конфликт от травмы, как психика пытается «защитить» человека, пережившего стрессовую ситуацию, и нужно ли обращаться к психиатру, рассказал врач-психотерапевт Никита Черных.
Нужно понимать, что психологическая травма – это особая реакция организма на какое-то крайне стрессовое событие. Например, угрозу смерти, здоровью, сексуального насилия. Это такие ситуации, при которых человек чувствует себя в западне – ни он, ни кто-то другой не может с этим что-то поделать.
– Бывают, так сказать, классические события, при которых человек получает психологическую травму, например, боевые действия или нападения. А бывают и необычные – после инфаркта. Также травма может образоваться, если человек стал свидетелем угрожающего события, – рассказал Никита Черных.
Главное нужно понимать, что психологическая травма – это не само событие, а индивидуальная реакция организма на него. Такую реакцию психики можно сравнить с отключением памяти.
– У человека есть эпизодическая память. То есть, мы помним жизнь сериями, эпизодами. Когда человек получает травму, то эпизодическая память перезагружается и рассыпается – событие просто пропадает, – поделился психотерапевт.
Специфика травмы состоит в том, что у неё есть вторгающиеся симптомы – человеку приходится переживать событие снова и снова. Это могут быть кошмары, флешбэки, интенсивные фобические реакции. Память человека не понимает, куда пристроить недостающий кусок жизни.
Травма может привести к острым стрессовым реакциям (они длятся несколько дней), к стрессовым расстройствам (до месяца) и посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Последнее состояние человека считается самым продолжительным.
ПТСР наносит удар по человеку и его жизни – работать с такими важно, ведь люди живут в своём мире – они закрытые, нелюдимые, дёрганные.
– Около 30% пациентам с посттравматическим стрессовым расстройством ничего не помогает, а от 20% до 40% – не реагируют на антидепрессанты, – прокомментировал врач.
Психотерапевты пытаются реконструировать фрагмент, который был «выбит» из памяти, но делают это аккуратно, чтобы не травмировать пациента заново.
Подробнее – в интервью.