«Дала взятку прокурору ради клиента». Версия воронежского адвоката с «зелёным блокнотом»
Почему Мария Григорашенко настаивает на доследовании своего дела.
Адвокат Мария Григорашенко удивила судей Воронежского облсуда, заявив, что требует для себя ужесточения обвинения. Такое заявление юрист сделала во время рассмотрения жалоб на свой приговор в среду, 30 мая. Позицию защиты осуждённая за покушение на мошенничество на 2 года колонии объяснила необходимостью «восстановить справедливость». После возбуждения дела о покушении на мошенничество в отношении бывшего сотрудника облпрокуратуры Андрея Авдеева в действиях Григорашенко усматривается другой состав преступления, и её «вина под сомнением», заявил Андрей Ляшков, адвокат Григорашенко.
О чём Мария Григорашенко просила коллегию облсуда и почему настаивает на возвращении своего дела на доследование, разбиралась корреспондент «Вести-Воронеж».
Что заявили стороны в суде
При рассмотрении жалоб на приговор судья Татьяна Карифанова напомнила обстоятельства преступления, за которое осудили Марию Григорашенко. Как установил суд, адвокат обманула мать клиента – парня, обвиняемого в наркоторговле. Григорашенко убедила женщину, которая обратилась за помощью в защите сына, что помимо юридических знаний она обладает необходимыми связями. Что находится в близких доверительных отношениях с высокопоставленными лицами облсуда и районных судов Воронежа, а также с сотрудниками прокуратуры Воронежской области. На самом деле никаких договорённостей у Марии Григорашенко не было.
С декабря 2015 по январь 2016 года адвокат частями получила от матери наркодилера 2 млн рублей и распорядилась ими по собственному усмотрению. Через четыре месяца, 11 мая 2016 года, Мария Григорашенко взяла у женщины за решение её проблем ещё 350 тыс. рублей. После чего адвоката задержали сотрудники ФСБ и СКР.
В своей жалобе прокуратура попросила ужесточить наказание для Марии Григорашенко до 4 лет колонии общего режима. Её поддержал гособвинитель Сергей Кривошеев. Адвокат Андрей Ляшков, напротив, просил об изменении приговора в сторону смягчения – изменить реальный срок на условный или отсрочить отбывание наказание в колонии до исполнения 18 лет сыну Григорашенко. Жалобы эти были написаны на приговор до возбуждения дела в отношении бывшего прокурора Андрея Авдеева. Сейчас же Мария Григорашенко и её защита настаивали на возвращении дела прокурору «для устранения препятствий его рассмотрения судом».
– По заявлению Григорашенко было возбуждено дело в отношении Андрея Авдеева, так как инициатором передачи средств был он. Поэтому меняется состав преступления в полном объёме, а также предмет и сумма полностью идентичны и аналогичны. Получается, дважды человек привлекается по уголовному делу: он уже осуждён и будет опять привлечён к ответственности. Поэтому мы просим вернуть дело прокурору для объединения двух дел в одно производство, – выступил с ходатайством Андрей Ляшков.
Защитник напомнил о признаниях Марии Григорашенко, которая заявляла о том, что действовала в составе группы лиц вместе с Андреем Авдеевым.
– Вина Григорашенко, по нашему мнению, находится под сомнением на тех основаниях, что умысла на мошенничество у неё не было и быть не могло. Деньги она получала и передавала Авдееву с учётом того, что наказание будет снижено и клиента освободят из-под стражи. В связи с чем прошу вызвать в суд потерпевшую и Андрея Авдеева, а также сотрудников ФСБ, – заявил Ляшков.
Сама Мария Григорашенко рассказала, что в пресс-релизе СКР расписываются преступные роли её и Андрея Авдеева. И вопрос сейчас стоит о новой квалификации её действий.
После этого у Григорашенко состоялся интересный диалог с судьёй Андреем Матвеевым, который состоит в коллегии судей.
– Осуждённая, вы хотите, чтобы вас осудили по более тяжкому преступлению? – уточнил судья.
– Да, я совершила преступление, предусмотренное статьёй 291 УК РФ (дача взятки). Посредничество во взяточничестве, – ответила осуждённая.
– То есть вы хотите, чтобы ваше положение было ухудшено?
– Я настаиваю на восстановлении законности и справедливости. На том, чтобы приговор был вынесен в соответствии с законом, а не как-то ещё, – уверенно ответила Григорашенко.
– Вы утверждаете, что в ваших действиях более тяжкий состав преступления?
– Я на этом настаиваю, на увеличении объёма обвинения, – подтвердила осуждённая.
После этого Мария Григорашенко заявила о желании сообщить суду сведения, которые составляют гостайну. Поэтому суд на время перешёл в закрытый режим рассмотрения дела. Через 10 минут представителям СМИ разрешили вернуться в зал.
Судья Татьяна Карифанова, выслушав мнения сторон и посовещавшись с коллегами, частично удовлетворила просьбу защиты. Она постановила вызвать в суд одного из сотрудников ФСБ, который участвовал в проверке, вылившейся в уголовное дело. В связи с чем разбирательство по делу перенесли на 6 июня.
Какой версии придерживается Мария Григорашенко
Версия, озвученная Марией Григорашенко после возбуждения дела в отношении Андрея Авдеева, просто и изящна. Адвокат настаивает на том, что никакого умысла у неё обогатиться за счёт родных клиента не было. Она хотела помочь своему подзащитному, поверила, что прокурор Авдеев может решить его проблемы. Поэтому и выступила посредником между матерью клиента и сотрудником облпрокуратуры. В связи с чем привлекать её к ответственности нужно за дачу взятки, уверена Григорашенко.
Самого же Андрея Авдеева заподозрили в покушении на мошенничество, так как он занимал пост начальника отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан. То есть в его служебные полномочия не входило решение вопросов о сроках наказания для обвиняемых и их аресте.Поэтому и речь может идти только об обмане.
К слову, официальная версия регионального СУ СКР гласит, что прокурор «ввёл в заблуждение» знакомого адвоката, сообщив ей, что может помочь облегчать участь клиента. При этом, когда обвиняемого в торговле наркотиков отпустили из СИЗО под домашний арест, и с ним было заключено соглашение, прокурор «потребовал от адвоката крупную сумму денег за якобы оказанное им содействие». Но сотрудник прокуратуры к принятию данных решений никакого отношения не имел.
– Будучи обманутой должностным лицом, адвокат в декабре 2015 года и январе 2016 года передала ему крупную сумму денег, ранее полученную от родственников подзащитного, – рассказали в СУ СКР по региону.
В беседе с корреспондентами «Вести-Воронеж» Мария Григорашенко уверила, что в новом деле о покушении на мошенничество доказательств передачи денег от неё прокурору более чем достаточно. Адвоката не раз допрашивали во время длившейся в течение семь месяцев проверки как свидетеля.
Чего добивается осуждённая адвокат и её защита, пока можно только догадываться. Они отказываются от подробных комментариев до вынесения решения апелляционной коллегией. Стоит отметить, что та статья, по которой Мария Григорашенко квалифицирует свои действия – о даче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ), предусматривает от 8 до 15 лет лишения свободы, а также штраф от 2 до 4 млн рублей. Очевидно, что положение Григорашенко при новом обвинении может ухудшиться в разы, если бы ни один нюанс. Закон освобождает от ответственности тех, кто заявляет о преступлении. Как, к примеру, было с матерью торговца наркотиками – потерпевшей по делу. Ведь она тоже вроде как давала взятку. Однако никакого уголовного дела в отношении неё так и не появилось по следующим основаниям.
Не исключено, что именно в надежде на такое развитие событий Мария Григорашенко идёт ва-банк. Ведь это она заявила силовикам на прокурора. В любом случае сейчас судьба Григорашенко зависит от коллегии судей. Главная интрига разбирательства в облсуде – посчитает ли он дело Марии Григорашенко отдельным от дела прокурора и вынесет по нему решение или согласится с защитой в том, что события из приговора адвоката стоит расследовать в новом контексте.