< >

Запуск речного трамвая в Воронеже оценили в 20 млрд рублей

Смысла в таком транспорте мало, считают общественники.

Вести Воронеж 6645

Фото: Вести Воронеж

Запуск речного трамвая в Воронеже оценили в 20 млрд рублей. Бюджет города на 2022 год не сильно больше – 27 млрд, и это на школы, дороги, благоустройство парков и зарплаты бюджетников.

В правительстве региона рассчитывают, что необычные трамваи решат транспортные проблемы города. Власти собираются разработать маршруты и построить сеть причалов. Пока говорят, что трамваи будут ходить с Машмета в Отрожку и обратно. Это сократит время, которое воронежцы проводят в дороге, говорят чиновники. Курсировать они будут даже зимой, прямо по льду. Это уже не первая попытка придумать небанальный способ решения транспортных проблем.

Если объединить все задумки, схема получается такая. На Машмете или в Отрожке воронежца ждет речной трамвай. На нём пассажир добирается, скажем, до Адмиралтейской площади – уж там-то наверняка появится причал. Оттуда – наверх по канатной дороге, которую придумали в городской думе, прямиком до Советской площади. Потом – пешком до проспекта Революции, а там горожанин сядет в метробус, о котором мечтают в мэрии, и поедет дальше, хоть до аэропорта. Но в отличие от властей, эксперты в речные трамваи не верят.

– С точки зрения общественного транспорта, я речной трамвай совсем не вижу, у нас нет точек притяжения на берегу. Ну какой можно сделать маршрут? Например, из Отрожки или из Масловки в Дельфин или в Алые паруса? Проще проехать по Ленинскому проспекту. На правом берегу у нас точек притяжения вообще нет. Сейчас на этом речном трамвае некуда ездить. Речной общественной транспорт должен быть интегрирован с наземным, должны быть транспортно-пересадочные узлы, автобусные маршруты, которые будут подъезжать. Это же гигантские вложения в инфраструктуру. Я бы сказал, что это отличная идея, давайте развивать, если бы все городские проблемы с транспортом были решены, но у нас в бюджете на 2022 год на инфраструктуру городского транспорта предусмотрено ноль рублей. Говорить о речном общественном транспорте, когда не решены проблемы общественного транспорта в целом – это какая-то глупость.

Справедливости ради, речной трамвай в городах, стоящих на берегах рек или водохранилищ, – совсем не редкость. Они есть, например, в Нижнем Новгороде, Самаре и Санкт-Петербурге.

В Москве к 2024 году появится 21 новое судно и 23 причала. Они будут с комфортными залами для пассажиров и станциями зарядки для речных судов. Сами трамваи при этом будут похожи не на катера, а на футуристические «ракеты».

Воронежские власти отдают предпочтение классике, проверенной временем: в новый городской речной флот планируют призвать его ветерана – «Москву-16». Власти считают, что теплоход, построенный в 1973 году, вполне может решить транспортную проблему и полвека спустя. Пригодится в таком случае и «Гото Предестинация». Почему бы копии первого русского корабля не стать флагманом воронежского речного флота? По крайней мере, его туристической части. Такие планы у властей тоже есть.

С борта туристического водного трамвайчика можно будет полюбоваться трубами ВОГРЭСа, взглянуть издалека на очистные сооружения и вдохнуть запах гниющих водорослей.

Вообще речной вокзал в Воронеже уже был, рядом с Чернавским мостом, но речной транспорт тогда был не городским, а междугородним, катера возили пассажиров, например, в Лиски или Острогожск. Речные трамваи заменяли автобусы и компенсировали нехватку дорог. В 60-е в регионе стали активно строить магистрали, необходимость в водном транспорте исчезла, и речной вокзал разобрали.

В активе речного флота к 80-м остались всего три катера, они к тому времени только возили отдыхающих. Горожанка Ирина Лысикова в детстве успела покататься на всех воронежских теплоходах. Говорит, это было одно из любимейших развлечений горожан.

– По выходным очень много людей собиралось, был полностью заполнен катер, все три судна ходили по акватории нашего водохранилища. Это был экскурсионный маршрут, рассказывали о том, мимо чего проплывали и что видели. Интересно было. Мне счастье выпало покататься на всех, какие у нас были. Конец 80-х – стало меньше народу. Постепенно всё пришло в упадок. Сейчас одно судно стоит на причале и то с трудом набирает людей, – рассказала Ирина Лысикова.

И это действительно так. «Москва-16», которая вмещает 130 человек, не всегда набирает и 20, так что приходится пропускать рейсы. А последние дни прошлого навигационного сезона теплоход вообще простоял – туристов не было.

Впрочем, главная задача речных трамваев – упростить будни воронежцев. А это действительно нужно. Утром воронежцы штурмуют автобусы на окраинах, чтобы приехать в центр, вечером сметают всё на своем пути в обратном направлении. Это если вообще дождешься маршрутку. Ежедневно на улицы города выходят менее 1000 автобусов, а более двухсот в это время простаивают в депо – на них некому работать. Летом ситуация гораздо хуже – дефицит составляет до трети водителей.

Читайте также