Город, который он изменил. В Воронеже открыли выставку к 120-летию архитектора Попова-Шамана
Именно он стал автором известного «Утюжка».
Фото: Вести Воронеж
«Утюжок», памятник жертвам белого террора, не сохранившиеся здание обкома и горкома, а также планировка Левого берега и коммуналки в центре Воронеже. Все эти здания построены по проекту архитектора Александра Попова-Шамана. В 30-е годы он был одним из тех, кто строил современный Воронеж. К 120-летию со дня его рождения в Краеведческом музее открыли выставку. Долгие годы его рисунки и работы хранились в фондах – ещё в прошлом веке их передала дочь Попова-Шамана. Чем уникальны созданные архитектором здания и почему Попов – Шаман, узнаете в материале «Вести Воронеж».
Функционально, строго и лаконично – архитектура Воронежа 30-х годов следует традициям конструктивизма. Из купеческого города он постепенно становится современным.
– Здания были удобные и светлые. Характерная черта конструктивизма – это широкие панорамные окна. И, конечно, облик города сильно изменился. Вот Попов-Шаман в 30-е годы был одним из главных воронежских архитекторов, – рассказал заведующий отделом Воронежского областного Краеведческого музея Леонид Страхов.
Таким знаменитый «Утюжок» был до войны. Проект делали сразу два архитектора: Троицкий и Попов-Шаман. Вариант последнего победил. Для того времени здание имело передовой индустриальный вид –широкое остекление, четкие линии, а на самом верху, вероятно, даже есть солярий.
«Утюжок» сильно пострадал во время войны. После – восстановлен, но стал другим. А вообще по проектам Попова-Шамана возвели больше 30 зданий: зал заседаний горкома, жилые дома, общежития. Но все это осталось лишь на архивных фото.
– Он проектировал это так, что его почерк был узнаваем. Жаль, что не сохранилось здание довоенного обкома партии. Знаете, я скажу, достойное здание. Достойное города, который развивался в предвоенное время, – отметила главный историк государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области Виктория Вырыпаева.
А этот дом на проспекте Революции ещё при жизни архитектора критиковали. В коммуналке оказались узкие лестницы: диваны и столы не проходили. Позже его перестроили.
Попов также стал автором фонтанов и памятников.
– Был такой кружок – союз архитекторов и художников, где он прослыл большим балагуром и массовиком-затейником. Любил разыгрывать людей, и за это его прозвали Шаманом. И эта кличка, видимо, присовокупилась к фамилии. Скорее всего, когда паспорта меняли в 30х годах, он так и записал себя, – считает внук Александра Попова-Шамана Степан Решетников.
Во время Великой отечественной архитектор уже в Москве проектировал оборонительные и маскировочные сооружения. Получил орден Красной звезды и медаль за оборону Москвы. Позже строил здания в столице и участвовал в восстановлении Ашхабада после землетрясения. Но личную коллекцию архитектора его дочь ещё в 70-х отдала Воронежу – городу, который он изменил.