Быть или не быть памятнику Хою? В Воронеже вернулись к обсуждению перспектив монумента
Власти не исключают, что объявят на изготовление и установку скульптуры сбор средств.
Фото: скрин видео
Новый мэр и старый вопрос: где должен стоять памятник Юрию Хою и каким он должен быть. В том, что он нужен, Сергей Петрин даже не сомневается. И с ним согласны тысячи воронежцев и миллионы россиян. Впрочем, здесь ничего нового уже лет 10 – примерно столько идея об установке памятника лидеру группы «Сектор газа» то активно обсуждается, то затухает. И дальше разговоров дело никак не идёт.
В 90-е Хой был суперзвездой и легко собирал полные залы, а пиратские копии его альбомов тысячами расходились по стране без всякого участия продюсеров, что сейчас уже сложно себе представить. И любовь к его творчеству у воронежцев не угасла до сих пор. И не только у воронежцев. Песня «Туман» стала неформальным гимном футбольной команды «Факел». А колхозный панк сейчас исполняют и вполне академические коллективы. Например, сводный военный оркестр Военного учебно-научного центра ВМФ или музыканты Воронежской филармонии.
В первый раз с предложением поставить музыканту памятник горожане обратились в мэрию в 2013 году. Идею тогда одобрили, а вот проект отправили на доработку. В 2021 году с тем же предложением в мэрию пришёл предприниматель Илья Наумов. Основательно обсудить предложение мешали то ковид, то несоблюдение бюрократических формальностей.
Где ставить памятник, тоже так и не решили. Варианты были разные: в микрорайоне ВАИ, где родился и вырос Юрий Клинских, или сквер ТЭЦ, где он начинал выступать. Скульптор Максим Дикунов считает, что обсуждать тут особенно нечего.
– Скульптура призвана как-то оживлять пространство орода, и поэтому я бы, наверное, поставил там, где он жил, потому что место такое довольно глуховатое, а могло бы быть туристической достопримечательностью, – считает скульптор.
Важный вопрос: как будет выглядеть памятник. Хой Ильи Наумова – не лохматый панк, а вполне себе причесанный и приличный. А Максим Дикунов уверен, что портретного сходства мало, облик нужно творчески переосмыслить. Сергей Петрин, например, считает, что вид будущего памятника надо согласовать с семьей музыканта и его поклонниками. А городской порядок установки памятника требует, чтобы он не просто был, а был выполнен цитата «на высоком художественном уровне», что вполне логично.
Но только большого желания и даже эскиза – всё равно мало. Городское законодательство требует, чтобы инициатор, подавая документы в мэрию, указал и источник финансирования. Ставить за свой счёт – не каждому по карману, а за счёт бюджета – даже не рассматривается. Новый вариант: скинуться.
– Во-первых, это не какой-то великий объём средств, а во-вторых, как уже много раз отмечалось, когда это делается за общественно-народные средства, всё-таки другое к этому отношение. Поэтому я склонен к тому, что есть возможность таким путём пойти при решении этой задачи, – рассказал мэр Вадим Кстенин.
Найти ответы на эти вопросы поручено заместителю мэра Любови Кулаковой. Именно ей дано поручение проработать вопрос. Впрочем, сроки – по крайней мере публично – не названы.