< >

На этнографическом диктанте воронежцы разбирались в особенностях национальной кухни

Вести Воронеж 3099

Вспомнить, к национальной кухне какого народа относятся кулебяка, пахлава или форшмак воронежцам пришлось сегодня. Правда, только тем, кто принял участие в большом этнографическом диктанте. Его проводили по всей стране. Зачем нужна наука этнография, и что можно узнать о ней в Воронеже, расскажет Анна Белоглазкина.

Мария Коваленко – в зале самая старшая, ей 76 лет. Когда узнала о необычном диктанте, сразу же решила – надо идти! В прошлом женщина – журналист районной газеты. Много писала о людях разных национальностей и вероисповеданий.


Мария Коваленко, пенсионерка:

«Вот эта угадайка, это очень интересно, увлекательно. Но и вместе с тем, теряешься, потому что думаешь, а вдруг не то, а вдруг не так. Вот, например, столицы наших республик, которые входят в Российскую Федерацию, вроде, всё на слуху, а смотришь, вроде как бы и не так».

В основном же на диктант пришли школьники. Самыми сложными им показались вопросы, связанные с законодательством. О том, что Тол Бабай и Дед Мороз по сути одно и то же, многие раньше не знали.

Эльдар Нурулаев, ученик Эртильской школы:

«Я по национальности аварец. Это одна из самых многочисленных наций республики Дагестан. И часто попадались задания, которые связаны с моей национальностью, именно с Дагестаном. Которые мне очень пришлись по вкусу, и мне легко было их решать, например, о национальной кухне».

Вопросы о национальной кухне были знакомы и воронежским участникам диктанта. Помогла любовь к приготовлению необычных блюд.

Кристина Фомичева, студентка Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа:

«Было такое блюдо – лагман, которое мы с мамой очень часто готовим на ужин».

Были в тесте и другие задания на сопоставление. Например, определить какому национальному костюму относятся кокошник и айшон. Традиционное жилище воронежцы определили для чукчей, украинцев, русских и горцев Кавказа. Пришлось также вспомнить, как выглядит Хохлома, дымковские глиняные игрушки и где занимаются росписью металлических подносов.

На многие из этих вопросов отвечают в музее этнографии ВГУ. Студенты-филологи каждый год выезжают на экспедиции в села области. Оттуда вместе с легендами и обрядами привозят и народные предметы быта, костюмы.

Татьяна Пухова, заведующая лабораторией народной культуры:

«Мы можем изучать многие регионы России по нашей Воронежской области. Такая особенность. Вообще это южная Россия, южнорусский костюм, но мы можем видеть здесь и следы Северной традиции – это в Каширском районе. Это цуканские рубахи. Кстати, говор северный, «цуканы, цокают». И Рубашка длинная, может даже длиннее ладоней опускаться рукав».

Здесь же расскажут, как по орнаменту отличить русское полотенце от украинского рушника, дом-мазанку степных народов, от теремов тех, кто жил севернее.

«– Из-за того, что у нас сильные ветра, морозы и опять же, лесов практически нет, дома были небольшие, невысокие, а русские дома, северо-русские дома. Их можно назвать терема. Они высокие и, что интересно, так как там много снега, они имеют крытый двор».

Сейчас в Воронеже проживают представители, по меньшей мере, 15 национальностей. Больше всего русских, украинцев, армян. Много и цыган. А вот чеченцы, например, переезжают к нам не так активно. Сейчас их в городе чуть более 300 человек.

Из почти 50-ти участников на Воронежской площадке только трое пришли на акцию целенаправленно. Двое из них специально для этого приехали из Новой Усмани. Правда, и те думали, что будут проверять свои знания русского языка, а не этнографии. Итоги тестирования организаторы подведут в День народного единства. Анна Белоглазкина, Юрий Вахтин

ПО ТЕМЕ: Организаторы конкурса «Самый грамотный»: Люди всех возрастов всё хуже владеют русским языком

«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости Воронежа. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Читайте также