< >

​Неизвестные факты из жизни Ивана Бунина расскажет юбилейная выставка

Вести Воронеж 4754

Его произведения 25 лет были под запретом в советской России за слишком откровенное отражение эпохи революции и гражданской войны. Речь идёт о нашем земляке Иване Алексеевиче Бунине. К его 145-летию со дня рождения в Воронеже открылась выставка «След мой в мире есть». Бунинской теме сейчас уделяется много внимания: проходят фестивали поэзии в его честь, конференции и лекции. Кстати, до сих пор нет научной единой летописи жизни и творчества великого писателя. А вот версий, мифов и псевдофактов – множество. По бунинским местам вместе с краеведами отправилась и съёмочная группа «Вести-Воронеж».

Вот он – задумчивый, и даже неузнаваемый Иван Бунин перед отправкой в эмиграцию. Первый памятник в России ему поставили именно в Воронеже. Здесь писатель родился и прожил почти четыре года.

Владимир Бойков, краевед: «Человек, который любил Бунина, и по его инициативе и на его средства он выполнил постановление правительства за 1990-й год об установлении памятника Бунину в Воронеже. То есть, они постановление приняли, но было понятно, что в то время на его выполнение денег у государства не было. И вот спустя пять лет нашёлся человек, который воплотил её в жизнь».

Сквер получил народное название – бунинский. Где жил будущий писатель, долгое время не было известно – по словам краеведов, буквально по крупицам собирали информацию. Вот этот дом на Никитинской, например, принадлежал семье Евгении Клочковой, близкой подруги Бунина. С ней он познакомился в Москве.

Владимир Бойков, краевед: «Квартира Жени Клочковой, курсистки, она послужила Бунину описанием для квартиры героини его рассказа «Чистый понедельник», где мы читаем, что это была небольшая квартира из двух комнат, выходившая на Замоскворечье и там были видны Кремлевские башни».

А в этой церкви чуть не окрестили писателя Филиппом – по святкам. Но в последний момент передумали, чему он сам был рад уже во взрослом возрасте. Он почему-то терпеть не мог букву «Ф».

Власти советской России к творчеству писателя относились, мягко говоря, настороженно. Что стоит история с установлением мемориальной доски в 70-х годах не на дом Бунина, а на соседнее здание.

Владимир Бойков, краевед: «Но в расчёт не брали ни элементарную логику, ни исторические факты, а просто по идеологическим таким неприятиям великого писателя определили, что дома нет. Всё-таки шло время и в 80-е годы, историки и краеведы добились, чтобы мемориальную доску вот на этом доме».

Подлинное деревянное здание сейчас служит вторым этажом. Здесь живут две семьи. О том, чтобы здесь открыть музей великому писателю, краеведы могут пока только мечтать. Хотя уже проложили по Черноземью бунинское музейное кольцо: Озёрки – Елец – Глотово (ныне Васильевка) – Ефремов – Орел. Как видите, кольцо без Воронежа оказывается неполным, словно недорисованным.

Олег Ласунский, краевед: «К вопросу о музее мы обращались в течение многих предшествующих десятилетий. Всё это пока не удавалось. И я не думаю, что в ближайшее время такой музей у нас появится. Насколько я знаю, речь идёт о возможности организации такого филиального музея бывшего флигеля, который примыкает к дому, где родился Бунин».

Так что пока рукописи, фотографии, подлинные вещи нобелевского лауреата можно увидеть здесь – в Литературном музее. И конечно, картины лучшего друга Бунина художника Петра Нилуса. Всего в экспозиции более 250 предметов, собранных из разных фондов и частных коллекций.

Пока музея нет, учёные советуют знакомиться с личностью писателя не по фильмам – там, говорят, сплошные мифы и ошибки. Лучше о нём расскажут его произведения. С уточнением – Бунина нужно читать медленно.

Надежда Абросимова, Андрей Солодов

Мобильная библиотека теперь доступна и жителям Бутурлиновки

Читайте также