< >

В Воронежской области не хватает специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями

Вести Воронеж 2968

Воронежская область в поисках специалистов, которые могут работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Требуются тьюторы, психологи, дефектологи. Супервизоров – специально подготовленных психотерапевтов – нет вообще. При этом с каждым годом увеличивается количество школ, готовых принять детей с особенностями развития. Как происходит обучение?

Арсений старательно выводит палочки и крючки в своей первой тетради. Держать ручку помогает тьютор. Из-за нарушений опорно-двигательного аппарата ему сложно носить портфель, перелистывать страницы, удерживать мелкие предметы. Но тянет руку и отвечает на уроке часто первый.

«– Любимый предмет – он же самый сложный».

Арсений Молоканов, ученик 1 класса школы №5:

«Физкультура. – Физкультура твой любимый предмет? – Да! – А друзья у тебя есть в школе? – Да! – Много? – Да!»

Елена Прокопчук, тьютор:

«Когда играли в «цепи-цепи» , он с удовольствием стоял с ребятами, его ребята выбрали. Два раза выбирали , он бежал. Не получилось разбить цепь, но в следующий раз у него получится».

По программе «Доступная среда» купили парту, высоту которой можно регулировать. Вскоре, обещают преподаватели, появится ноутбук с утяжелением, чтобы Арсению было легче работать. Кроме него в школе обучается еще девять детей с ограниченными возможностями здоровья. Больше всего тех, кто страдает расстройством аутистического спектра. Пока ребята не адаптировались в школе, их объединили в один класс.

Елена Мандрыкина, учитель ресурсного класса:

«Эти дети приходят к нам пока на полтора часа. Мы их вводим в режимные моменты, объясняем, что такое урок, классная комната, что такое перерыв. То есть они могут пересекаться на территории школы с другими детьми. Для них, для многих, это – стрессовая ситуация».

Кроме учителя в классе работают психолог и тьюторы. Их задача – помочь детям адаптироваться, снять стресс и напряжение. Поэтому между занятиями так много игр и физических упражнений. Для этого обустроили комнату релаксации. Многие боятся громких шумов, плохо общаются в коллективе, быстро устают, некоторые вообще не говорят. Но именно здесь они получают свои первые социальные навыки.

Анна Гоголева, тьютор:

«Наша задача – научить ребенка быть самостоятельным, использовать всё, что говорит учитель без помощи тьютора. То есть, когда мы видим, что мы можем отойти, мы отходим. Знаете, это как быть тенью ребенка. И когда нужно, его подстраховать».

Образовательные условия для почти 200 детей с разными особенностями развития в этом году созданы в 107 школах области. Кроме того, охвачены программой детские сады. Воронежский институт развития образования экстренно проводит переквалификацию педагогов. Но не успевает – специалистов все равно не хватает. На услуги приглашенных экспертов, например, супервизоров, тратят до восьми миллионов рублей в год.

Александр Митрофанов, директор центра развития образования Воронежской области:

«Нам нужно сейчас еще 10 – 15 человек, чтобы в целом по области тему закрывать. По дефектологам хочу отдельно сказать. В Воронежской области сложилась очень серьезная проблема дефицита людей, имеющих соответствующее образование. И мы сейчас пытаемся искать программы именно переподготовки определенных педагогических работников».

Несмотря на это, практика развития инклюзивного образования в регионе уникальна для всей страны. Многое приходится делать с нуля, но прогресс точно есть. Алексей, например, уже читает, рисует, знает цифры. Преподаватели надеются, что до конца этого учебного года он пойдет в обычный класс.

«– Говорим мы всем что? – До свидания! – Все громко! – До свидания!»

Анна Андреещева, Александр Попов

По теме: Программа поддержки воронежских учителей будет использоваться на федеральном уровне


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости Воронежа. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram и Twitter. Подписывайтесь!

Читайте также