Глазами убийцы. Обвиняемый в убийстве семьи в переулке Здоровья раскрыл детали преступления

В Воронежском областном суде прошёл допрос подсудимого по делу о двойном убийстве в квартире многоэтажки в переулке Здоровья. На заседании в среду, 26 апреля, 33-летний Виктор Коваленко подробно рассказал о своих преступлениях, потрясших весь город. История гибели воронежца, его матери и покушение на жизнь 4-летнего мальчика стала одной из самых резонансных в 2016 году.
В процессе Виктор Коваленко откровенно рассказал о своей судьбе и озвучил неизвестные подробности преступления. Заявил, что зарубил Юрия Н. топором из-за угроз и претензий, которые тот предъявлял после приёма наркотиков. А его мать ударил топором, так как она случайно стала свидетельницей преступления. Коваленко уверял, что не хотел убивать плачущего малыша – собирался лишь оглушить его, чтобы тот не кричал.
Объяснения Коваленко в суде слушала корреспондент «Вести-Воронеж».
Судьба беженца
Виктор Коваленко начал давать показания с извинений перед судьей за непонимание правовых вопросов. Судье Андрею Матвееву он отвечал с уважением, подробно, бодро и уверенно. Судя по рассказу Коваленко, он постоянно «прокручивает в голове» все детали того майского вечера, когда он отнял жизни двух человек и чуть не убил ребёнка.
Виктор Коваленко приехал в Россию в 2014 году из Луганской области, «где шли боевые действия и не было работы». Заработки мужчине были нужны, чтобы кормить семью – дома с тёщей у него остались две маленькие дочери. Примерно через полгода Коваленко узнал о смерти супруги, которая оказалась в другом российском городе. Сам Коваленко «по программе переселения» жил в Калуге, снимал там квартиру. В какой-то момент с работой стало совсем плохо, украинец съехал со съемной квартиры и обратился в благотворительную организацию.
– Увидел объявление о помощи бездомным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Выхода не было. Из этой организации обратившихся отправляют в другие города. Так я в октябре 2015 года оказался в Воронеже, – вспомнил Коваленко. – В организации работал на всяких подсобных работах за еду и крышу над головой, денег не давали. А я хотел заработать хоть какие-то деньги, чтобы помогать – двое детей всё-таки. Хотел съездить к своим, повидать их. Поэтому я и ушёл от благотворителей.
Виктор Коваленко поселился в микрорайоне «Машмет» в сарае у воронежца, с которым познакомился на подсобной работе. Обещал отработать кров на огороде, подрабатывал, где придется – зачастую, грузчиком или на стройке.
Так продолжалось до 15 мая 2016 года, пока гость не поругался с хозяином сарая. По словам Коваленко, они подрались после выпивки. Приятель предъявил претензии, что Виктор не помогает с огородом, как обещал, грозился выгнать.
– «Ты видишь, в каком я плохом положении? Денег подсоберу и уеду домой», – говорил я ему. Я потихоньку копил, но ему не говорил. В итоге слово за слово, и мы подрались. На следующее утро я ушёл. Собирался вернуться через пару дней и помириться, – рассказал Коваленко.
Встреча на улице
Покинув сарай утром 16 мая, Виктор Коваленко отправился скитаться по городу. Он бесцельно брёл рядом с остановкой «улица Лебедева», когда незнакомый молодой человек попросил у него закурить. Парень обратил внимание на грустный и потрёпанный вид Коваленко. Мужчины сели вместе на остановке, разговорились. Коваленко жаловался новому знакомому, Юрию Н. на судьбу беженца. Сказал, что ему некуда идти. Тот успокоил Виктора – мол, всё образуется, и позвал к себе в гости. Юрий сказал, что дома он один, так как жена с ребенком уехали в Москву.
По дороге в квартиру в переулке Здоровья новые знакомые зашли в магазин, купили пиво и водки. В квартире мужчины выпили, стали общаться. По словам Коваленко, Юрий достал какой-то белый порошок – нюхал его и курил через прозрачную трубку. Приятелю он объяснил, что это «соль».
– Состояние Юры менялось. Не то что он становился агрессивным, но у него появлялось что-то вроде мании преследования. Ему казалось, что за ним идет слежка, что за дверью кто-то есть. Потом он обвинил меня, что я взял его наркотики. Мы пошли вместе в комнату поискать и нашли порошок в пакете в шкафу. Позже эта ситуация повторялась, – описал Коваленко.
В ночь с 16 на 17 мая новые приятели не спали. Они выпивали, курили. Виктор попросил посидеть за компьютером, Юрий, вроде как, разбирал в квартире. Спать легли под утром. Проснулись днём. Юрий взял у Виктора 200 рублей и ушёл, вернулся с двумя бутылками «палёной» водки. Приятели снова сели выпивать, периодически Виктор курил сигареты, а Юрий – «соль». Этой ночью ситуация с манией преследования Юрия повторилась. Он снова стал обвинять Виктора в том, что тот украл его наркотики. Приятели опять легли спать только под утро.
Двое и топор
Днём 18 мая Виктор Коваленко сходил в магазин за коньяком. Вернулся в квартиру, вместе с Юрием они сели на кухне. Пили коньяк, запивали его пивом. Хозяин снова курил «соль» в ванной. Позже он прилег на детский диванчик, гость устроился на большом диване неподалеку. Между Юрием и Виктором начался разговор, который положил начало большой трагедии для одной семьи.
– Я потом прокручивал в голове, что произошло. Почему возле Юры оказался топор, которым я его убил? До этого топор стоял на балконе, – отметил Коваленко.
– Получается, он принёс топор? – уточнил судья Андрей Матвеев.
– Получается, да.
Топор стоял в углу, у ножки письменного стола, неподалеку от дивана.
– Опять начались претензии про «соль», куда я её дел. Я в очередной раз начал объяснять, что она мне не нужна. Потом он стал говорить, что я ему должен за квартиру – за то, что жил два дня. Я сказал, что мы так не договаривались. Я покупал выпивку, и денег у меня на тот момент осталось всего рублей 300 – объяснял Коваленко. – Он стал говорить: «Вот ты беженец, я тебе морду набью и вызову полицию. Скажу, что ты в квартиру ко мне забрался». Я тогда сел на диване и сказал: «А ты попробуй, справься со мной сначала».
По словам Коваленко, после этого Юрий указал на топор и сказал: «Справлюсь с помощью этого». Хозяин квартиры потянулся к топору.
– Успел он его взять или нет? – спросил судья.
– Нет, не успел. Я увидел, стоит топор, понял, что сейчас что-то произойдет. Я встал быстрее его, успел раньше. Схватил топор, повалил его обратно на диван и нанёс несколько ударов, – описал ситуацию Коваленко.
– Вы физически крепче, могли бы просто забрать топор и все. Почему не сделали этого? – спросил председательствующий.
– Я не могу ответить на этот вопрос. Не знаю, что происходило со мной в тот момент. Если бы я был в тяжелой степени опьянения, на этом месте мог оказаться не я, а он. Если бы был меньше пьян, то этого бы не произошло, – признался подсудимый.
– Вы хотите сказать, что оборонялись от него, что вашей жизни угрожала опасность? – спросил Андрей Матвеев.
– Выходит так, Ваша честь. Я здравый человек, чтобы такое просто так совершить, – ответил Коваленко.
Причины убивать
Убив человека, Виктор Коваленко не вызвал полицию. Он переоделся в чистые вещи, взял с собой из квартиры ноутбук, чтобы продать его. Когда Коваленко собирался покинуть квартиру, дверь открылась. Перед ним стояли женщина и ребёнок.
Как выяснилось позже, в тот вечер мама Юрия собралась отправиться по своим делам, а внука решила оставить сыну. Женщина вызвала такси и поехала с мальчиком в квартиру на переулке Здоровья. Она поднялась на лифте, открыла своим ключом дверь и увидела в коридоре незнакомого мужчину.
– Где Юра? – спросила мать.
– Там, в комнате, – кивнул Виктор Коваленко.
Женщина прошла вперед, следом за ней ребёнок. Коваленко остался в коридоре и взял стоявший в углу топор. Мать Юрия Н. увидела мёртвого сына. Но не успела закричать, осознать, что произошло, как на её голову обрушился обух топора.
– Вы решили её убить, потому что она стала свидетелем преступления? – уточнил Андрей Матвеев.
– Да, Ваша честь, – ответил Коваленко.
– А мальчик видел, как вы ее убивали?
– Я думаю, он увидел первый удар и убежал на кухню. Когда я повернулся, его не было, – объяснил Коваленко.
Расправившись с женщиной, Коваленко отправился на кухню, где плакал ребёнок. Чтобы мальчик не кричал, он ударил ребенка ручкой топора по голове.
– Я не хотел его убивать, только оглушить, чтобы он не кричал. Я понимал, что рано или поздно мне придётся ответить за то, что совершил. Но до этого я хотел съездить на родину, повидать своих, детей, – уверял подсудимый.
– То есть женщину нужно бить топором, чтобы убить свидетеля. А мальчика тем же топором, чтобы не кричал? – спросил председательствующий.
– Если бы я хотел его убить, то убил бы, – ответил Коваленко.
Когда малыш потерял сознание, Коваленко прошёл в комнату, где достал из сумки женщины кошелек. Он забрал из кошелька 1200 рублей. Услышав из комнаты плач мальчика, Коваленко вернулся к нему и пытался его задушить, положив на лицо полотенце. Когда ребенок затих, Коваленко оставил открытым в квартире газ и сбежал.
Ребенок чудом выжил, пробыв в квартире с двумя покойниками почти двое суток. Малыша увидела соседка, которая вызвала «скорую» и полицию. Виктор Коваленко задержали через несколько дней неподалеку от границы.
В суде показания Виктор Коваленко существенно отличались от тех, что он давал на предварительном следствии. Поэтому на следующем заседании планируется выяснить причину этих противоречий. За преступления Виктору Коваленко грозит пожизненный срок, которого он очень боится. Он старается смягчить свою участь, давая показания в выгодном для себя свете. При этом Коваленко полностью признает свою вину и раскаивается в своих злодеяниях.
Оксана Грибкова
ПО ТЕМЕ: Беженец из Луганска признался в убийстве приютившей его воронежской семьи