Истории в лицах: О жизни и творчестве воронежской портретистки Елены Киселёвой
Картины одной из лучших учениц Ильи Репина выставили в музее имени Крамского – там открылась выставка Елены Киселёвой. «Блеск, забвение и возвращение в свет» – это краткая биография художницы. Окончание академии художеств, безработица в Югословии и расцвет карьеры уже в Москве.
Композиция и пейзаж ей были мало интересны. Портреты – истинное увлечение Елены Киселёвой. Практически на всех её полотнах дамы в нарядах.
Ольга Рябчикова, заведующая экспозиционным отделом Воронежского областного художественного музея им. Крамского:
«Её дословные слова: «Я любила писать красивых женщин». Причём, это женщины разного сословия. Её нравилось писать и крестьянок воронежских, здесь на выставке есть портреты, вы видите. Она могла познакомиться с женщиной, понравившейся ей моделью прямо на улице. Как было, например, с Татьяной Александровной Поздняк-Платоновой».
Девушки в руках художницы не только объект эстетического любования, но и личность. Среди всего этого женского многообразия, пройти нельзя, конечно, мимо знаменитой «Маруси». Именно по этому произведению художница оценивала и другие свои работы.
Регина Хартюнова, журналист:
««Маруся» или как её ещё называют воронежская «Джоконда» была написана в 1913 году, а передана музею имени Крамского в 1929 году. Искусствоведы того времени считали, что работа изображает «загнивающий капитализм», поэтому её могли просто-напросто отсюда изъять. Однако, музейщики сохранили картину, спрятав её на чёрной лестнице лицом к стене».
Выставка в музее имени Крамского включила в себя более 40 живописных и графических работ. Портреты, которые здесь представили, были написаны Еленой Кисилёвой с 1908 по 1927 год. Говорят, именно в этом жанре через позы, мимику, жесты и одежду она как нельзя лучше смогла выразить характер героев.
Владимир Добромиров, директор Воронежского областного художественного музея им. Крамского:
«Некоторые упрекают её в избыточном декоративизме. Но дело в том, что если посмотреть, скажем, Марусю, посмотреть портрет Кости Федяевского и так далее. Там же раскрыта глубочайшая психология. И более того, в отличие от художников, которые сосредотачиваются лишь на внешности, то у неё каждый портрет, в особенности женский, это, прежде всего, личность».
Кстати, ранее экспозиция была показана в московском Музее русского импрессионизма и носила другое название «Элегантный век». Но воронежские музейщики решили его сменить. По их мнению, «Блеск, забвение и возвращение в свет» точнее отражает жизнь художницы. Причём, «возвращение в свет» портретистки Елены Кисилёвой только набирает обороты.
Регина Хартюнова, Константин Кохаров