Легендарный Ил-2 сделал круг почёта над Воронежем
Собранный воронежцами штурмовик пролежал под водой 70 лет.
Легендарный штурмовик Ил-2 поднялся в небо над Воронежем. Этот самолёт был собран нашими самолётостроителями в эвакуации. А сам штурмовик через год после первого вылета был сбит. И 70 лет пролежал на дне мурманского озера. Сегодня он сделал круг почёта над городом.
Год славных боёв и 70 лет на дне озера. Пока штурмовик готовят к возвращению в воронежское небо, под крылом гуляют правнуки его легендарного пилота, героя Советского Союза Валентина Скопинцева. Сам Ил капризничает. Двигатель 1942 года «фыркает» и поначалу глохнет. Но всё же запускается.
Он в мире второй такой. Другой летающий штурмовик в Америке. Этот сохранился лучше, 2/3 деталей родные. Следы коррозии на бронекорпусе, установке для пулемета, воздухозаборнике. «Илюшу» почти идеально сохранил ил. Самолёт достали с 18-метровой глубины мурманского озера Кривое. Сбитую в ожесточенном бою машину Скопинцев смог посадить.
– Мы специально оставили отверстие от снаряда – 20-миллиметрового, специально, чтобы показать, каким образом машина была сбита. Этот снаряд 20 мм попал в генератор, обесточил самолёт. Он садился на вынужденную посадку на лёд озера с не выброшенными реактивными снарядами. Пушки, пулемёты не работали, полный боекомплект находился в крыле, – рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы»Борис Осетинский.
Цех ВАСО, где 77 лет назад собрали первый такой штурмовик, работает и сейчас. Тут выпускают хвостовое оперенье для всех типов самолетов. В войну здание уцелело, немцы прицельно бомбили управление завода.
Восстановленный «летающий танк» сделан не здесь, уже в Куйбышеве, после эвакуации завода. Но воронежцами. Кстати, именно наши авиастроители, похоже, обеспечили Ил-2 славу самого массового боевого самолёта. Из 36 тыс. в годы войны собрали половину. Рекорд этого цеха установлен в июле 1941 года. За месяц здесь выпустили 310 штурмовиков. Получается, в сутки собирали примерно десяток.
Воронеж – родина одноместных Ил-2, примерно за полгода их тут сделали около тысячи. В цеху и уже в эвакуации сборка шла вот так – параллельно. К станкам встали женщины и дети. Пилоты люфтваффе называли Ил-2 «бетонным самолетом» и «черной смертью». Каждый вылет советских экипажей можно считать подвигом. Штурмовики буквально обкатывались прямо на войне, модернизировались сразу в частях.
– У отца всегда при себе была отвёртка. Эту отвёрточку, ту, которую мы достали из самолёта после того, как он был поднят, я передала лётчику, как талисман. Чтобы в трудный момент она его выручила, так, как выручала всё время отца, – пояснила дочь героя Советского Союза Валентина Скопинцева Евгения Скопинцева.
Попутного ветра штурмовику не желают. Нужен встречный. Ещё без асфальта и бетона: в полевых условиях ему проще, сцепление с грунтом лучше. Пока выруливает на взлётку, кажется, будто ты в фильме про войну.
Покачиваясь, ложится на ветер и отрывается от земли. Круги почёта над Воронежем, кажется, выписывает медленно – можно даже экипаж рассмотреть. Хотя крейсерская скорость около 300 км/ч. Этот восстановленный «Илюша» уже красовался и над Берлином, на авиасалоне там произвёл фурор. Правда, словно припоминая прошлое, на подлёте к Германии отказал генератор – садились на аккумуляторах. Лётчику Владимиру Барсуку было жарко, как и сейчас. Когда за бортом +30, говорит, внутри уже все 80. И буквально – нечем дышать.
– Основная проблема – это попадание выхлопных газов, которые из двигателей вот, из патрубков. Аэродинамика таким образом устроена, что всё засасывается в кабину. Фактически сутки стоит запах свинца во рту после часа-полутора часов в полете. А во время войны пилоты делали по 3-5 вылетов, длительностью 1,5-2 часа, – рассказал лётчик-испытатель Владимир Барсук.
Ещё без навигации и систем защиты. Современные крылатые машины раз в 15 безопасней этого «ветерана». Туда, где всё начиналось, «Илюша» возвращается по земле. К родному цеху его катят заводчане и курсанты. Вторую жизнь энтузиасты теперь хотят дать и другому штурмовику – собранному здесь, одноместному. Его уже отыскали. И мечтают, как открывать воздушный парад Победы в сердце столицы будут воронежские «летающие танки».
Евгения Соседко и Павел Редькин