ГТРК Воронеж

Легендарный Ил-2 сделал круг почёта над Воронежем

22.06.2018

20:50

Собранный воронежцами штурмовик пролежал под водой 70 лет.

Легендарный штурмовик Ил-2 поднялся в небо над Воронежем. Этот самолёт был собран нашими самолётостроителями в эвакуации. А сам штурмовик через год после первого вылета был сбит. И 70 лет пролежал на дне мурманского озера. Сегодня он сделал круг почёта над городом.

Год славных боёв и 70 лет на дне озера. Пока штурмовик готовят к возвращению в воронежское небо, под крылом гуляют правнуки его легендарного пилота, героя Советского Союза Валентина Скопинцева. Сам Ил капризничает. Двигатель 1942 года «фыркает» и поначалу глохнет. Но всё же запускается.

Он в мире второй такой. Другой летающий штурмовик в Америке. Этот сохранился лучше, 2/3 деталей родные. Следы коррозии на бронекорпусе, установке для пулемета, воздухозаборнике. «Илюшу» почти идеально сохранил ил. Самолёт достали с 18-метровой глубины мурманского озера Кривое. Сбитую в ожесточенном бою машину Скопинцев смог посадить.

– Мы специально оставили отверстие от снаряда – 20-миллиметрового, специально, чтобы показать, каким образом машина была сбита. Этот снаряд 20 мм попал в генератор, обесточил самолёт. Он садился на вынужденную посадку на лёд озера с не выброшенными реактивными снарядами. Пушки, пулемёты не работали, полный боекомплект находился в крыле, – рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы»Борис Осетинский.

Цех ВАСО, где 77 лет назад собрали первый такой штурмовик, работает и сейчас. Тут выпускают хвостовое оперенье для всех типов самолетов. В войну здание уцелело, немцы прицельно бомбили управление завода.

Восстановленный «летающий танк» сделан не здесь, уже в Куйбышеве, после эвакуации завода. Но воронежцами. Кстати, именно наши авиастроители, похоже, обеспечили Ил-2 славу самого массового боевого самолёта. Из 36 тыс. в годы войны собрали половину. Рекорд этого цеха установлен в июле 1941 года. За месяц здесь выпустили 310 штурмовиков. Получается, в сутки собирали примерно десяток.

Воронеж – родина одноместных Ил-2, примерно за полгода их тут сделали около тысячи. В цеху и уже в эвакуации сборка шла вот так – параллельно. К станкам встали женщины и дети. Пилоты люфтваффе называли Ил-2 «бетонным самолетом» и «черной смертью». Каждый вылет советских экипажей можно считать подвигом. Штурмовики буквально обкатывались прямо на войне, модернизировались сразу в частях.

– У отца всегда при себе была отвёртка. Эту отвёрточку, ту, которую мы достали из самолёта после того, как он был поднят, я передала лётчику, как талисман. Чтобы в трудный момент она его выручила, так, как выручала всё время отца, – пояснила дочь героя Советского Союза Валентина Скопинцева Евгения Скопинцева.

Попутного ветра штурмовику не желают. Нужен встречный. Ещё без асфальта и бетона: в полевых условиях ему проще, сцепление с грунтом лучше. Пока выруливает на взлётку, кажется, будто ты в фильме про войну.

Покачиваясь, ложится на ветер и отрывается от земли. Круги почёта над Воронежем, кажется, выписывает медленно – можно даже экипаж рассмотреть. Хотя крейсерская скорость около 300 км/ч. Этот восстановленный «Илюша» уже красовался и над Берлином, на авиасалоне там произвёл фурор. Правда, словно припоминая прошлое, на подлёте к Германии отказал генератор – садились на аккумуляторах. Лётчику Владимиру Барсуку было жарко, как и сейчас. Когда за бортом +30, говорит, внутри уже все 80. И буквально – нечем дышать.

– Основная проблема – это попадание выхлопных газов, которые из двигателей вот, из патрубков. Аэродинамика таким образом устроена, что всё засасывается в кабину. Фактически сутки стоит запах свинца во рту после часа-полутора часов в полете. А во время войны пилоты делали по 3-5 вылетов, длительностью 1,5-2 часа, – рассказал лётчик-испытатель Владимир Барсук.

Ещё без навигации и систем защиты. Современные крылатые машины раз в 15 безопасней этого «ветерана». Туда, где всё начиналось, «Илюша» возвращается по земле. К родному цеху его катят заводчане и курсанты. Вторую жизнь энтузиасты теперь хотят дать и другому штурмовику – собранному здесь, одноместному. Его уже отыскали. И мечтают, как открывать воздушный парад Победы в сердце столицы будут воронежские «летающие танки».

Евгения Соседко и Павел Редькин


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 16.07

Гость

Школы Воронежской области обеспечат интернетом к концу 2019 года повсеместно. Программу «Цифровая школа» в регионе начнут внедрять уже на этой неделе. 20 числа пройдёт аукцион на выбор подрядчика для этой работы. Новая программа, на которую потратят более 100 млн рублей, должна не только заставить, наконец, работать имеющееся оборудование, но и протянуть в сёла оптоволокно. Не получится ли так же, как с Wi-Fi в сёлах, который как бы есть, но реально – его нет. Об этом ведущая Наталья Зубкова поговорила с руководителем департамента связи и массовых коммуникаций Ильёй Сахаровым.

Смотреть передачу

Наверх