ГТРК Воронеж

Минус пять. Общественники оценили эффективность транспортных проектов мэрии Воронежа

13.12.2017

18:10

Минус пять. Общественники оценили эффективность транспортных проектов мэрии Воронежа

Эксперты пришли к выводу, что качественный общественный транспорт город так и не получил.

В Воронеже прошли публичные слушания, посвященные развитию транспортной инфраструктуры города до 2020 года. В понедельник, 11 декабря, представляя планы по расширению улично-дорожной сети и совершенствованию работы городского пассажирского транспорта, чиновники мэрии рассказали, на что планируется за три года потратить почти 14 млрд рублей и каких целей это поможет достичь. При этом усилия по наведению порядка на дорогах мэрия прилагала и раньше. «Вести-Воронеж» вместе с экспертами вспомнили, чем закончились предыдущие попытки наладить работу транспорта.

В целом общественники оценили их негативно.

- К сожалению, успешных проектов у нашей городской администрации нет, иначе сегодня в Воронеже бы качественный городской транспорт. Нынешняя система его организации опасна для жизни и здоровья горожан, - считает гражданский активист Виталий Иванищев.

Оптимизация маршрутной сети

В 2013 году московский «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» разработал схему оптимизации маршрутов общественного транспорта. Предполагалось, что городские власти избавятся от дублирующих маршрутов, сосредоточатся на замене автобусов малой вместимости крупногабаритными и наладят движение общественного транспорта в отдаленных районах Воронежа. Согласно схеме, в городе должно было остаться 125 маршрутов, включая 108 автобусных, семь троллейбусных и 10 «народных».

Спустя четыре года маршрутная сеть Воронежа так и осталась «стихийной», с множеством маршрутов, дублирующих друг друга в центре города, и дефицитом транспорта на окраинах. При этом на улицах работают преимущественно автобусы среднего и малого класса, неэффективные для перевозки пассажиров. По данным на конец 2017 года, горожан обслуживает 541 автобус малой вместимости, 854 – средней, и только 274 автобуса большой вместимости. Троллейбусных маршрутов при этом всего четыре вместо рекомендованных экспертами семи.

Кроме того, специалисты изучили потребность Воронежа в платных парковочных местах. В центре города, по их мнению, она составила 29 тыс. машиномест. Городские власти решили ограничиться 6 тысячами парковочных мест, которые планируется запустить в 2018 году.

- Институт подготовил комплексный план развития дорожной сети и новой маршрутной сети городского пассажирского транспорта. За него из городского бюджета заплатили 30 млн рублей. Дальше произошло следующее: документы просто положили на полку без малейшей попытки реализации. А в 2015 году, когда проводились конкурсы на право работать на маршрутах, о «научно обоснованной» сети никто даже не вспомнил, - рассказал сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.


Обновление автопарка

Обновление автопарка строго по графику стало ключевым условием при заключении в 2015 году пятилетних контрактов с перевозчиками. Они обязались обновить по 30% подвижного состава в 2015 и 2016 годах, и по 20% – в 2017 и 2018 годах.

При этом мэр Александр Гусев предупредил перевозчиков, что если темпы обновления подвижного состава замедлятся, на городских маршрутах их заменит «Воронежпассажиртранс».

При этом основная проблема обновления городских маршруток – это приобретение новых автобусов большой вместимости взамен отслуживших. Стоят такие машины в разы больше, чем «ПАЗы» и «Газели», а, значит, и окупаются небыстро, и желания вкладываться в их покупку у перевозчиков немного.

Программу обновления пассажирского транспорта в Воронеже Юрий Новиков назвал «главным провалом мэрии».

- Договоры на обслуживание маршрутов, заключенные в 2015 году предусматривали, с одной стороны обязательство перевозчиков полностью заменить весь подвижной состав на новый к 2019 году, а с другой - ежегодный рост тарифов на проезд не менее, чем на 12% (то есть на 2 рубля). Уже к апрелю 2017 года автопарк перевозчиков должен был обновиться наполовину. Но соглашение не выполнялось обеими сторонами: перевозчики выполнили «норматив» только в особо малом классе, а мэрия не повысила в 2016 году стоимость проезда, - рассказал Юрий Новиков.

По его словам, повышение тарифа в 2017 году вновь обусловили заключением новых инвестсоглашений, которые, как показывает текущий мониторинг, выполнять никто не планирует.

- Горожане получили вместо старых «ПАЗиков» - новые «ПАЗики», вместо старых «Газелей» - новые микроавтобусы, которые слабо приспособлены для городских перевозок. Например, окна находятся у пассажиров примерно на уровне пупка, и, учитывая, что автоинформаторов в салоне нет, ориентироваться в пространстве приходится лишь интуитивно, - отметил Виталий Иванищев.


Система оповещения об остановках

Система оповещения пассажиров об остановках так же не смогла заработать в Воронеже в полную силу.

- Еще один провал - это создание системы оповещения пассажиров об остановках на базе ГЛОНАСС, - говорит Юрий Новиков. При том, что ГЛОНАСС на транспорте скорее работает, чем нет, примерно в 70% автобусов объявление остановок не производится. Характерная особенность - электронные маршрутные табло, даже тогда, когда автобус покупается вместе с ними - в Воронеже феерически быстро выходят из строя. Ремонт никому не нужен, - пояснил Юрий Новиков.

Работоспособность подобных систем умеют поддерживать лишь три перевозчика из 13, рассказал эксперт.


Информационные табло на остановках

В 2012 году на центральных улицах города появились мониторы, подключенные к системе ГЛОНАСС и показывающие время прибытия автобусов и троллейбусов. Со своей прямой обязанностью умные устройства не справились и вскоре стали дорогими досками объявлений.

- Несмотря на высокую цену, мониторы оказались плохо приспособлены к городским условиям - при ярком свете экраны отсвечивали, да и информация на них часто была недостоверна. Вскоре их и вовсе отключили, а потом сдали в аренду как рекламные поверхности, на которые сверху клеили обычную бумажную рекламу, - рассказал Виталий Иванищев.

В начале 2016 года мониторы демонтировали, а прокуратура отметила, что муниципальное имущество используется нецелевым образом.

«Зелёная волна»

Не вполне оправдала себя в городе и автоматическая система светофорного регулирования «зелёная волна», работающая на крупных магистралях - проспекте Революции, улицах Плехановской, Ворошилова, Антонова-Овсеенко, Ленинском проспекте. Смысл в ее работе есть только при пустых дорогах, считает Юрий Новиков. В этом случае она позволяет автомобилистам существенно экономить время, а не впустую простаивать перед светофорами. На заполненных в час пик дорогах, система просто не справляется.

- Зелёная волна в вечернее и ночное время работает просто прекрасно. В дневное люди согласны даже на желтую, но - нет... – говорит Юрий Новиков.

Поэтому на помощь «зелёной волне» должны прийти «умные светофоры», устанавливаемые в рамках реализации пилотных российско-японских проектов по формированию комфортной городской среды. Монтаж десяти светофорных объектов из 145 транспортных и пешеходных «умных светофоров» в Воронеже должны были еще до 31 августа, но перенесли окончание работ на декабрь. Оценить эффективность работы системы планируют до 1 февраля 2018 года.


Что советуют общественники

В начале декабря представители регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» обратились к городским властям с требованием реформировать общественный транспорт Воронежа. Петицию разместили на Change.org.

Общественники требуют введения безналичной оплаты проезда транспортной картой с различными временными тарифами и без платы за пересадки, а также отказа от планов по выручке для водителей.

Так же, по их мнению, необходимо выделение полос для общественного транспорта и контроль за расписанием и временем работы маршрутов, чтобы даже в отдаленные пригороды можно было уехать после одиннадцати часов вечера. Помимо этого необходимо отказаться от маршрутов-дублеров в пользу сети с магистральными и подвозящими маршрутами с последующей заменой магистральных маршрутов на линии легкорельсового транспорта или скоростные автобусы.

Кроме того, городские власти должны отказаться от ПАЗов и микроавтобусов в пользу автобусов большой вместимости и троллейбусов и довести количество автобусов с низким полом как минимум до 50% от общего количества.

Елена Гончарова


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-ВОРОНЕЖ» 19.07

Гость

Школы Воронежской области обеспечат интернетом к концу 2019 года повсеместно. Программу «Цифровая школа» в регионе начнут внедрять уже на этой неделе. 20 числа пройдёт аукцион на выбор подрядчика для этой работы. Новая программа, на которую потратят более 100 млн рублей, должна не только заставить, наконец, работать имеющееся оборудование, но и протянуть в сёла оптоволокно. Не получится ли так же, как с Wi-Fi в сёлах, который как бы есть, но реально – его нет. Об этом ведущая Наталья Зубкова поговорила с руководителем департамента связи и массовых коммуникаций Ильёй Сахаровым.

Смотреть передачу

Наверх