Не резать по живому. Отрадненцы выступили против строительства новой дороги под Воронежем
Чтобы ее проложить, понадобится снести несколько десятков домов.
Жизнь на нескольких тихих улицах и переулках посёлка Отрадное скоро может измениться необратимо и совсем не в лучшую сторону. На публичных слушаниях в администрации Отрадненского сельского поселения во вторник, 19 июня, представили проект изменений в генплан, которые предполагают строительство новой дороги прямиком через обжитый квартал.
Проектировщики объяснили, что темпы жилищного строительства в поселении неуклонно растут, численность населения увеличивается, а пропускная способность дорог остается прежней, очень невысокой. Чтобы десятки тысяч жителей высотных микрорайонов «Черемушки» и «Калейдоскоп», возводимых АО «ДСК» и ООО «Выбор», могли беспрепятственно ездить на работу и с работы, а не стоять в непреодолимых пробках на сельских дорогах, придется пожертвовать интересами нескольких десятков жильцов частных домов, а спасительную дорогу проложить по их участкам. Пришедшие на слушания отрадненцы категорично и почти единогласно выступили против. Только неизвестно, примут ли власти их мнение в расчёт. Как известно, решения, принятые на публичных слушаниях, носят исключительно рекомендательный характер.
На слушаниях было жарко. Небольшой конференц-зал быстро наполнился желающими высказаться против строительства новой магистрали. По словам главы поселения Анатолия Кокина, местные власти рассчитывали, что обсудить изменения в Генплан придут не более 100-120 человек. Однако отрадненцев было столько, что им пришлось стоять в очереди на крыльце местной администрации, чтобы попасть внутрь и зарегистрироваться. Всего на слушания собралось 225 человек. 213 из них высказались против строительства новой дороги через свои с большим трудом недавно построенные дома и ухоженные сады. Что предлагали отрадненцам власти и проектировщики и почему эти предложения не устроили пришедших на слушания, разбиралась корреспондент «Вести-Воронеж».
Какие изменения внесут в Генплан
Чтобы снизить накал страстей, Анатолий Кокин напомнил, что нынешние поправки в Генплан поселения – уже четвертые и, вероятно, не последние. Он отметил, что поселение развивается и будет активно развиваться как ближайший и наиболее активно застраиваемый пригород Воронежа.
Главный инженер проекта Анастасия Бровар также отметила, что при существующих темпах развития жилищного строительства в Отрадном предыдущие версии Генплана от 2011 и 2014 годов уже устарели и потребовали доработки, чтобы соответствовать текущим реалиям.
В связи с этим нужно было упорядочить параметры жилищного строительства, просчитать по новым нормативам обеспеченность территории объектами социальной инфраструктуры, разработать схемы инженерной и транспортной инфраструктуры, отметила представлявшая проект поправок в Генплан ведущий архитектор ОАО «Воронежпроект» Елена Ланевская. Отрадненцев заинтересовала только последняя часть.
– Немаловажно учитывать, как развивалась территория, чтобы понимать, как возникли те или иные транспортные проблемы. Отрадненское сельское поселение – пригородная зона и исторически рассматривалось как резерв для развития Воронежа. Как бы вам ни нравилось иметь город под боком, это уже случилось. Уже в 2011 году, когда здесь были только свободные от застройки поля, проектная численность населения закладывалась на уровне 63 тыс. человек. Это численность среднего города. И параметры, которые сейчас закладываются в Генплан для развития территории, имеют городские нормы. Вы являетесь пригородом, и вам никуда не деться от развития инфраструктуры поселения, тесно связанной с городскими сетями, – заявила она.
В 2014 году, после того, как интерес к освоению пригородных участков проявили воронежские застройщики, проектная численность населения выросла в два раза, до 132 тыс. человек. В 2016 году при корректировке градостроительных параметров планируемый объем жилфонда постарались снизить. Однако существенного снижения параметров не произошло. Ожидается, что к 2033 году численность населения Отрадного составит 110 тыс. человек. Произойдет это за счёт увеличения численности населения в многоэтажной части Отрадного. Только в микрорайон «Черемушки» АО «ДСК» планирует заселить до 40 тыс. человек. Там же возводит жильё ещё один крупный засттройщик - ООО «Выбор».
Так как транспортные потоки будут неумолимо расти, корректировка транспортной инфраструктуры неизбежна, уверена Елена Ланевская.
Согласно поправкам в Генплан, выезжать из микрорайона его жители будут двумя путями. Во-первых, по дороге на улицу Урывского. Во-вторых, по Магистральной на Тамбовскую трассу. Но с ростом траффика обе эти дороги неизбежно захлебнутся, считают проектировщики. Чтобы их разгрузить, планируется построить третий транспортный коридор, разрывающий надвое тихий жилой массив, – вдоль высоковольтной линии электропередач.
– Эта дорога с выходом на многоуровневую развязку рассматривается как резерв, только как вероятный вариант развития событий, – попыталась успокоить отрадненцев Елена Ланевская. – Если это направление будет невыгодно и нецелесообразно, от него откажутся.
Однако, судя по пояснениям, это весьма маловероятно. Значительное расширение улицы Магистральной, которая собирала бы из района новостроек весь его мощный транспортный поток, потребует строительства такой же мощной развязки. Удастся ли ее построить рядом с уже существующей клеверной развязкой без их пересечения – неизвестно, отметила Елена Ланевская.
Новый же участок дороги, пока только подразумеваемый, по словам Елены Ланевской, сможет выводить из микрорайона на трассу большие транспортные потоки без необходимости строительства многоуровневой развязки.
Представитель ФКУ «Черноземуправавтодора» тоже постарался успокоить отрадненцев, заявив, что прокладка новой магистрали будет слишком дорога и, скорее всего, в связи с этим нереализуема.
Представлявший департамент транспорта и автодорог Александр Котов высказался о перспективах спорной дороги столь же неопределенно, но более эмоционально.
– Никаких проектных или предпроектных мероприятий не происходит. Необходимости в этой дороге нет. А завтра может начаться ядерная война или метеоритный дождь, и никакой вообще дороги не будет, – заявил он.
А замруководителя управления по территориальному планированию Анатолий Власов вообще отметил, что жить по соседству с охранной зоной ЛЭП неполезно, особенно в дождь, лучше проложить там дорогу.
Кроме того, на слушаниях отметили, что протестовать поздно, дорога подразумевалась в этом месте еще в самой первой версии Генплана Отрадненского сельского поселения от 2011 года. И если отрадненцам эта дорога не нравится, они могли забраковать её еще тогда. Правда, многие из них в 2011 году еще и не помышляли о переезде из Воронежа в пригород, говорит владелец дома на улице Сиреневой, попавшего в зону вероятного сноса, Владимир Павлов.
Почему отрадненцы выступили против
Новая магистральная улица общегородского значения, которая разрешит транспортную проблему будущих многоэтажных жилых комплексов, возводимых без оглядки на текущие реалии, пройдет по участкам местных жителей.
По оценке чиновников, под будущий выкуп попадут 17 земельных участков с домами. Местные жители уверены, что их будет больше – 30-40. Официальных предложений о выкупе участков и стоящих на них домов пока никто не получил, говорят встревоженные жильцы особнячков, над которыми нависла угроза быть уничтоженными дорогой. Между тем, выкуп домов и земли по кадастровой стоимости одним семьям существенно ухудшит в перспективе жилищные условия, а другие оставит практически без жилья.
– Я перестал считать стройку на 6 млн, и это только дом, без земли, не считая проведения коммуникаций. Мы все продали в Воронеже, чтобы построиться тут. Кадастровая стоимость нового дома – 2 млн рублей. Что мы купим на эти деньги в Воронеже – однушку? – говорит Владимир Павлов.
Дом учительницы Людмилы Барабановой на улице Вишнёвой, ради строительства которого семья продала квартиру на Московском проспекте в Воронеже, по кадастровой оценке стоит всего 400 тыс. рублей, а семь соток земли – всего 170 тыс. при рыночной цене от 100 тыс. рублей за сотку. За эти деньги семья с четырьмя детьми сможет купить разве что комнату в коммуналке.
Возмущенные намерением властей решить проблемы застройщиков, возводящих жилые комплексы, не обеспеченные при этом адекватной транспортной инфраструктурой, за их счет, отрадненцы написали более 130 заявлений в местную администрацию. В них они перечислили причины, по которым несогласны со строительством новой дороги через их гостиные, кухни и сады. Одна из ключевых причин, не считая финансовых потерь при продаже жилья под снос и падения цены на уцелевшие дома, – ухудшение экологической обстановки.
– Здесь большинство – неместные жители, переехали в тихий пригород из Воронежа, а теперь у нас под окнами построят дорогу, – говорит Людмила Барабанова.
– Молодые приехали сюда растить детей на природе, мы – внуков. А получим что? Гул машин вместо соловьев? – задается вопросом Ирина Потапова.
Кроме того, магистраль с интенсивным движением разрежет жилой квартал пополам. Детям придется ходить в школу, пересекая две опасных оживленных трассы. Вряд ли они смогут делать это самостоятельно, считают отрадненцы. Кроме того, власти уже обсуждают планы включить «Черемушки» в черту города. Тогда современная школа, построенная Домостроительным комбинатом, станет вообще недоступна для детей с «сельской» пропиской, подозревают местные жители. При этом решить транспортные проблемы жителей многоэтажек предстоит именно им.
В то, что дорога не будет построена, они не верят.
– Сейчас говорят, что это вариант перспективный и маловероятный, а через три года скажут, что мы же за него в 2018 году и проголосовали. Предлагаю совсем убрать из Генплана эту вероятность, которая со временем неизбежно примет реальные очертания. На все, что не надо, деньги у нас всегда находятся, – говорит Людмила Барабанова.
Местные жители считают, что есть как минимум два варианта решения проблемы не за их счёт: повысить пропускную способность имеющихся дорог и урезать аппетиты застройщиков, снизив высотность их ещё не построенных домов.
Против строительства новой дороги по итогам публичных слушаний высказались 213 человек из 225.