В Воронеже открылась роскошная выставка творчества Пикассо стоимостью миллион евро
Один из самых дорогих в мире – только официально его работ продано почти на 300 миллионов долларов. Пабло Пикассо представят в Воронеже в музее им. Крамского выставкой «Параграфы». В экспозиции 61 литография из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. Общая стоимость собрания, по информации владельцев, превышает миллион евро.
Третья по счету, но не по значимости, выставка работ Пабло Пикассо в Воронеже. Название «Параграфы» символично – в экспозиции есть работы почти всех этапов творческой жизни художника. Например, один из ранних периодов, известный как «голубой», открывает картина 17-летнего Пабло «Портрет сестры Лолы»
«Голубой – цвет всех цветов» – говорил художник. В этот период в картинах Пикассо впервые появились жёсткие контуры фигур, мастер уже не стремится к трёхмерности и избегает классическую перспективу. Постепенно и многоцветность уходит с полотен, уступая место пронзительному голубому и синему цвету.
Тёмно-синий – оттенки печали, одиночества и тоски. Этот этап творчества сопряжён с глубокой депрессией художника после утраты близкого друга Карлоса Касагемаса. На полотнах все чаще – одинокие женщины и мужчины, матери с детьми, сумасшедшие, старики. При этом 37 картин, то есть больше половины экпозиции – подготовительные эскизы к одной из самых известных работ мастера «Герника», написанная им под впечатлением от фашистской бомбардировки небольшого городка басков. Написал Пикассо его за месяц.
Валерия Меремьянина, старший научный сотрудник Воронежского областного музея им. Крамского:
«Необычные ракурсы, необычные образы. Которые, конечно, вызовут у зрителя шок. То есть, те же эмоции, которое вызвало это полотно, когда появилось – в 1937 году. Оно выражает очень много эмоций, писалось очень тяжело – физически тяжело, морально тяжело. Это такое произведение, «вымученное».
Кубизм, ставший визитной карточкой Пикассо – в серии «Папье-Колле». В переводе с французского – «Бумажные коллажи». Художник свободно разбивает изображение предметов на плоскости, создавая не столько картину, сколько коллаж из живописи, фотографий и цитат. В числе первых посмотреть на работы знаменитого испанца пришли самые подготовленные воронежцы.
Сергей Семенченко, посетитель выставки:
«Кличка в своём кругу у Пикассо была «Бык». Во-первых, он напористый достаточно был, окряжистый такой, упорный, жесткий человек – достаточно жёсткий человек. Плюс – он взял позицию партии коммунистической Французской».
Особое место в работах – образы возлюбленных, число которых не знают даже эксперты. От классических, почти узнаваемых портретов до абсолютного сюрреализма. Поздний послевоенный период, в частности его увлечение корридой и изображением боя быков, – в серии «Торос и торрерос». Здесь, так же, как и в серии «Война и мир», Пикассо волнуют самые главные моменты для любого человека – пребывание на грани жизни и смерти.
Юлия Амелина, Павел Редькин.