< >

В Воронеже за потрясающе короткий срок создан ионный двигатель

Вести Воронеж 9337

Первый в России ионный двигатель испытали в КБХА. Он предназначен для спутников с небольшой массой и превосходит аналоги по множеству технических характеристик, к тому же его можно использовать и на земле, например, в промышленности. (ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мексиканские страсти кипятят разработку воронежских учёных)

Андрей Шмойлов ракетные двигатели тестирует почти всю жизнь – руководит отделом огневых испытаний. Такой маленький и тихий образец в его карьере первый. До этого момента на стенд привозили только мощные жидкостные двигатели – то, что помогают ракете выйти на орбиту Земли. Здесь создают космические условия на земле. Для этого выкачивают весь воздух.

Андрей Шмойлов, начальник отдела 121 КБХА:

«У нас на земле таких величин нет, это космическая среда. Даже барокамеры для испытания людей или животных в условиях космоса такого ничего нет. Чтоб создать эту величину, этот вакуум, мы работаем порядка трех суток непрерывно».

Потом около 16 часов шли испытания – вот они, на мониторе горит лиловый свет. Вспышки – это короткие замыкания, видимо, из-за частиц пыли в камере. Качество работы двигателя определяют приборы. Сам двигатель весит всего 5 килограммов, но способен приводить в движение спутник связи или дистанционного зондирования земли весом до полутонны.

Ионно-оптическая система как раз и есть элемент высокочастотного двигателя, который создает тягу и удельный импульс.

Удельный импульс – главное преимущество такого двигателя перед жидкостным – он выше в десять раз. Космический аппарат с таким двигателем будет двигаться быстрее и работать дольше, а вот топлива ему понадобится в сто тысяч раз меньше. Он создан для аппаратов, которым предстоит проводить в космосе не один год.

Для мировой космической отрасли ионный двигатель, конечно, не новшество. Зарубежные аналоги уже бороздят космос. Впервые в качестве основного двигателя он был установлен на космическом аппарате Дип Спэйс, который вышел на трассу полета еще в 98-м. Такой же двигатель, мощностью в 1 киловатт приводит в движение европейский спутник Артемис. НАСА даже планировало установить ионный двигатель для корабля, который в 2017 должен был отправиться на Юпитер. Правда, проект был заморожен.

Идея создания такого двигателя появилась еще в 70-е, но потребность в них появилась именно сейчас – ими будут оснащать небольшие космические аппараты. Отечественной разработкой, вопреки традициям конструкторского бюро, коллектив которого считается одним из самых возрастных, занимались молодые инженеры. Алексей Деркачев в коллективе самый младший, ему 24. Говорит, ракетная промышленность была мечтой.

Алексей Деркачев, инженер-конструктор:

«Это перспективно для России, потому что в свете последних событий, санкции, вот это все, неизвестно, что будет дальше – мы можем сами произвести, сами отправить. Два года с хвостиком – и нашло себя это творение. Это и разработка, и проектирование, то есть это очень короткий период, что-то немыслимое».

Опытный образец создавали совместно с Московским авиационным институтом, в дальнейшем в проекте должны поучаствовать и воронежские предприятия, в том числе «Созвездие». О применении отечественного ионного двигателя можно будет говорить не раньше, чем года через три.

Андрей Иванов, заместитель исполнительного директора по качеству:

«На наших спутниках двигатели используются наши, единственное, те двигатели, которые сейчас используются имеют несколько меньшие характеристики по удельному импульсу, поэтому замещать мы будем свои двигатели. В перспективе возможно применение наших двигателей космических аппаратов зарубежных, но это в случае нормализации международной обстановки».

Пока на испытательном стенде будут нарабатывать статистику – опытный образец будут тестировать многократно. Уже через год в конструкторском бюро планируют запустить двигатель в серийное производство, а потом будут искать потребителя.

Наталья Зубкова, Андрей Солодов

Теги:

КБХА

Читайте также