ГТРК Воронеж

Южный мост, городская электричка и электромобили. Каким эксперты видят будущее Воронежа

22.09.2017

13:50

Южный мост, городская электричка и электромобили. Каким эксперты видят будущее Воронежа

Городские власти объявили конкурс на разработку стратегии развития мегаполиса до 2035 года.

Администрация Воронежа объявила конкурс на разработку стратегии развития города до 2035 года. Победитель должен будет не только оценить уровень развития мегаполиса и наметить основные точки роста, но и сформулировать миссию и генеральную цель развития города на ближайшие 18 лет. В конкурсной документации оговаривается, что авторы должны будут привлечь к работе экспертов, ученых и общественников, а после обсуждения проекта на публичных слушаниях доработать его с учетом мнений воронежцев.

Разработка стратегии завершится к 31 июля 2018 года. Корреспонденты «Вести-Воронеж» решили не ждать и уже сегодня спросить у экспертов, каким они видят Воронеж будущего.

Ответы оказались во многом удивительно схожи – город должен стать удобным. По мнению экспертов, в ближайшие 18 лет городским властям нужно решить градостроительные проблемы, создать рациональную и удобную систему общественного транспорта, построить новые магистрали, вокзалы и транспортные узлы, разбить новые парки, обустроить новые общественные пространства и сохранить культурное наследие Воронежа.

Дмитрий Ендовицкий, ректор Воронежского госуниверситета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области:

– Сегодня обозначились несколько трендов, в соответствии с которыми в ближайшие годы и десятилетия будет развиваться система высшего образования региона. Во-первых, вузовское образование должно стать практикоориентированным, все больше программ бакалавриата и магистратуры будет разрабатываться по заказу работодателей и проходить общественно-профессиональную аккредитацию и аттестацию. Во-вторых, экономика России развивается, и ей очень нужны квалифицированные рабочие кадры. Поэтому в Воронежской области будет активно развиваться система среднего профессионального образования, причем не в техникумах, а в вузах, которые будут разрабатывать специальные программы для различных отраслевых объединений работодателей. В-третьих, воронежские вузы могут стать драйверами для включения региона в госпрограмму «Цифровая экономика».

Кроме того, особенно важно, чтобы высшие учебные заведения активно занимались исследовательской и инновационно-внедренческой деятельностью. Если не будут заниматься или будут только имитировать ее – то окажутся в низшей лиге. Будущее воронежских вузов – в тесной интеграции с бизнес-сообществом, совместной разработке образовательных программ и стратегий развития.


Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»:

– Что касается будущего воронежских дорог, то главной задачей городских властей должно стать строительство южного радиуса окружной дороги и южного моста через водохранилище. Новая магистраль обогнет аэродром «Балтимор» и правобережные сады и вольется в улицу Дубровина. Необходимо также строительство Большой Ленинградской. Оно предполагает расширение улицы до шести полос, а также ее соединение с микрорайоном ВАИ и окружной дорогой на юге и через улицу Серафимовича с улицей Минской – для выхода на М-4 и промзону Железнодорожного района. Одновременно с этим Ленинский проспект реконструируется в улицу бульварного типа. На севере города в ближайшие годы нужно продлить улицу Шишкова, построить улицу Загоровского и Олимпийский бульвар, а также недостающие участки улиц Владимира Невского и 60-й Армии. И последнее – город должен будет полностью перейти на транзитно-ориентированное проектирование, то есть городские власти должны будут наложить запрет на строительство любых объектов до готовности обслуживающей их улично-дорожной сети.

В сфере работы пассажирского транспорта основной целью должно стать строительство современных железнодорожных вокзалов и железнодорожного кольца вокруг города. Ключевым звеном идеи является проект «Левобережного железнодорожного вокзала», который должен появиться чуть южнее современной «Придачи» и будет рассчитан на прием поездов высокоскоростной магистрали. Это позволит «перезапустить» весь левый берег Воронежа. Также необходимо будет построить «Северный» и «Шиловский» городские вокзалы, реконструировать и замкнуть уже имеющиеся железнодорожные пути вокруг города. Городская электричка в этой концепции станет ключевым элементом транспортной сети.

Неотъемлемой частью города должен стать магистральный скоростной транспорт. На правобережье это будет легкорельсовый транспорт, на левом берегу – скоростной троллейбус. Так же необходимы транспортно-пересадочные узлы и система подвозящего транспорта. Автобус и троллейбус войдут вместе с городской электричкой и легкорельсовым транспортом в единую систему оплаты с электронными билетами. Вместо нестабильных маршруток мы получим удобную систему пересадок.

Воронежский аэропорт должен стать аэропортом мирового класса. Город расположен под перекрестком мирового авиасообщения – над ним летят самолеты из Лондона в Дели и Пекин, а также из Москвы и Северной Европы во все города Азии. Это практически идеальное место для перевалки грузов, дозаправок, стыковок и пересадок, но для этого нужна другая инфраструктура аэровокзала – нам нужно «Воронежское Шереметьево».

И особенно подчеркиваю – ни Воронежу настоящего, ни Воронежу будущего не нужно метро!


Николай Третьяков, экс-глава регионального управления СКР, художник:

– Будущее Воронежа хочу видеть без транспортных пробок, а для этого крайне необходимо метро! Или хотя бы скоростной трамвай. К 2035 году это вполне реально. Хотел бы, чтобы расширили парковые площади, а имеющиеся не уничтожали. Преступность никуда не денется, разве что видоизмениться может. Много будет «компьютерных» преступников. Искусство будет наполняться все больше пошлостью, примитивизмом и бездуховностью. И все активнее будет нарастать противостояние между носителями духовности в культуре и искусстве и формалистами. Одним словом, вся борьба у нас еще впереди.

Роман Пупавцев, архитектор, автор Зеленого театра и проекта реконструкции Советской площади:

– Воронеж будущего должен быть удобным. В нем будет много зеленых зон, общественных пространств, пешеходных зон и парков. На улицах должен появиться легкорельсовый транспорт. Когда я в рамках конкурентных переговоров по реконструкции Советской площади выполнял тестовое задание для КБ «Стрелка», я разработал концепцию трамвайной линии вдоль водохранилища, до Центрального парка, а там – систему фуникулеров. Сегодня это кажется еще нереальным, но власти города дозревают до этой мысли. К тому же к 2035 году к власти придут те, кто сегодня еще очень молод, для них сегодняшнее будущее будет настоящим.

Ольга Рудева, председатель Общественного совета при региональном управлении архитектуры и градостроительства, краевед:

– 2035 год – близкое будущее! К этому времени благоустроят набережную водохранилища между Чернавским и Вогрэсовским мостами, очень красивое место с родниками и видами на воронежские бугры. У нас уже сейчас принят закон об охранных зонах памятников, и со временем в городе будут все внимательнее относиться к объектам культурного наследия. Поэтому к 2035 году приведут в порядок одно из самых старых зданий Воронежа, усадьбу Гардениных в Фабричном переулке, и она станет привлекательным туристическим объектом. А новые здания строители будут деликатно вписывать в окружающую архитектурную среду.

Виталий Иванищев, общественник:

– Первое, что хочется ответить – в 2035 году общественный транспорт должен стать удобным. Это возможно сделать, если учитывать несколько главных факторов. Маршрутная сеть должна стать принципиально иной и состоять из магистральных и подвозящих маршрутов, пересекающихся в пересадочных узлах. Вариантов транспорта на магистральных маршрутах может быть много – это и электричка, и метро, и легкорельсовая транспортная система, и обычные автобусы или троллейбусы на выделенных полосах. При этом магистральные маршруты будут минимально зависеть от городского трафика.

Оплатить проезд можно будет транспортной картой, а любые пересадки в течение полутора часов будут бесплатны. Для школьников, студентов, пенсионеров предусмотрят скидки и разработают программы лояльности для горожан, часто использующих общественный транспорт.

В 2035 году останется совсем мало общественного транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Основную его часть составят трамвай, троллейбусы с возможностью автономного хода и электробусы. Весь транспорт будет удобен для инвалидов и маломобильных горожан.

Водители в будущем будут работать не на себя самих, а на транспортные компании. И их целью станет не сбор денег с пассажиров, а качественное обслуживание населения. Впрочем, в 2035 году часть общественного транспорта уже будет обходиться без водителей и управляться автопилотом.

Александр Попов, руководитель ресурсного центра «Доступная среда»:

– Воронеж в 2035 году – это город, удобный для жителей. Причем для всех абсолютно, для детей, мам с колясками, для пожилых, иностранцев, людей с тяжелым багажом, для людей с инвалидностью. Сегодня он постепенно становится доступным для людей с ограниченными возможностями. Например, в 2017 году в Воронеже начали создавать адаптивную туристическую инфраструктуру, но при этом на таких «адаптивных» туристических маршрутах барьеры все еще встречаются через каждые 50 метров. В 2035 году Воронеж будет городом, в котором любому человеку без всяких барьеров можно будет с минимальными усилиями и максимальным комфортом попасть куда угодно – будь то парки или общественные здания. Это будет удобный, красивый, комфортный мегаполис с сервисом, ориентированным не только на обычных жителей, но и на горожан с инвалидностью. В Воронеже-2035 будут жить люди, которые знают, что могут влиять на происходящие в городе процессы и активно влияющие на них.

Станислав Сорокин, председатель Воронежской областной организации Союза архитекторов России:

– К 2035 году Воронеж должен будет побороть основные градостроительные проблемы, которые накапливались годами. Предстоит решение инфраструктурных и транспортных проблем, чтобы город намертво не встал в пробках, совершенствование системы общественного транспорта уменьшение числа автомобилей не улицах. Стратегически важно строить микрорайоны, обеспеченные производственной инфраструктурой, чтобы горожанам не приходилось каждый день пересекать город из конца в конец по дороге на работу. И необходимо будет перейти на малоэтажную застройку, хватит с нас высоток и бетонных гетто.

Наталья Ветер, руководитель управления экологии администрации Воронежа:

– К 2035 году для сохранения и приумножения городских зеленых зон планируется благоустроить практически все озелененные территории города, а это почти 900 га и увеличить число особо охраняемых природных территорий местного значения. К этому времени также планируется довести показатель раздельного сбора отходов до 60%. Сейчас это менее 10%. Отдельно будем работать над повышением качества воздуха за счет снижения выброса в атмосферу загрязняющих веществ. К этому времени в городе усовершенствуется система общественного транспорта, уменьшится количество личных автомобилей, появятся электромобили и инфраструктура для них.

Иван Горшков, художник:

– Есть два варианта, как в будущем будет выглядеть город. Если учитывать, как обстоят дела сегодня, он будет неидеален. Генеральный план несовершенен, а его требования и нормы нарушаются. Если так все пойдет и дальше, исторические памятники будут исчезать или разрушаться. На их месте построят новые дома, проложат красивые дорожки и установят фонари. С точки зрения обывателя, жизнь в городе, возможно, станет даже удобнее, но исчезнет особая аура Воронежа, связанная с историческими местами города.

В 2010 году я участвовал в форуме «Воронеж – 2020». Мы мечтали о том, что будет через десять лет, и мечтали довольно оптимистично. Что будет развиваться туризм, будут охраняться старые здания, сохранится исторический центр, появятся пешеходные зоны, будут развиваться музеи, государственные и частные, и таким образом будет повышаться туристическая привлекательность Воронежа. Думаю, что эти ориентиры остались актуальными и будут правильными векторами развития Воронежа и до 2035 года. Я надеюсь, что будет сохраняться и приумножаться культурное наследие, и это будет положительно влиять на горожан – они будут становится более вежливыми, образованными, трудоспособными и, соответственно, будут делать жизнь в городе более интересной, привлекательной и комфортной.

Елена Гончарова


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ИТОГОВЫЙ ВЫПУСК «ВЕСТИ-Воронеж» 20.10

Гость

Страшный случай в Павловском районе, где после школьного конфликта мальчик убил свою одноклассницу, потряс всю область. Мотивом для убийства 14-летней девочки, случившемся 11 октября 2017 года, стала постоянная травля с её стороны в адрес одноклассника. Об истоках детской жестокости в интервью нашему каналу рассказали психологи Анна Токарева и Светлана Петропольская.

Смотреть передачу

Наверх