< >

Торговый центр вместо завода. Как в Воронеже разваливались легендарные советские предприятия

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

Меньше недели осталось до главного праздника трудящихся – 1 Мая. Своё начало он берёт ещё в 19 веке. Впрочем, официальным стал только во времена СССР. Архивные кадры празднования Первомая уже были в нашем эфире. Поэтому сейчас мы решили вспомнить о предприятиях, мощь и сила которых ушла вместе с советским временем. О воронежских производствах – в материале «Вести Воронеж».

Если увидели себя или близких в этом сюжете – обращайтесь, и мы предоставим вам кадры бесплатно.

Сплошные деревья и немного людей. В 1967 году так выглядело продолжение улицы Плехановской – ныне Московский проспект – и вход на завод Коминтерна. Людей встречала цитата Ленина «Победа коммунизма неизбежна». Памятник вождю мирового пролетариата, конечно, есть и внутри. Здесь же – портреты ветеранов труда и гордая памятная табличка о том, что работники завода под руководством большевиков участвовали в революционных действиях 1917 года. На предприятии, тем временем, кипит работа — собирают экскаваторы. Этот, например, готовят на экспорт. Мелом на нём написали — «для Сирии».

Производимую на этом предприятии технику, судя по карте, отправляли в Азию, Европу, Африку и даже Южную Америку. Впрочем, гордились здесь, конечно, и производством легендарного оружия – «Катюши». В 1975 году ей установили памятник – спустя 34 года после начала серийного производства миномётов. Конструктор Пётр Федин вспоминал, две таких установки использовали в первой советской реактивной артиллерии.

– Через несколько дней, после начала войны, сборочный цех собрал окончательно две пробных пусковых установки. Наши две были направлены в Москву своим ходом. Там их влили сразу в формируемую специальную батарею для запуска пусковых снарядов. Эту батарею возглавлял капитан Иван Андреевич Флёров, – рассказывал тогда конструктор Пётр Федин.

А эти десятки трудящихся стройными рядами шли по улице Карла Маркса. Все они спешили на другое крупное предприятие – основанный Вильгельмом Столлем машиностроительный завод имени Ленина. В 1969 году он праздновал юбилей – 100-летие со дня своего создания. В честь праздника, в присутствии сотен сотрудников, трудовой коллектив награждали высшей наградой всего Советского союза – орденом Ленина.

Впрочем, юбилей, кажется, не причина для выходного. Работы на заводе шли полным ходом. Под чутким взором Владимира Ильича с гигантского портрета рабочие здесь изготавливали оборудование для пищевой промышленности – именно за успехи в его создании предприятие и получило столь высокую награду. Ассортимент производства, впрочем, здесь менялся с годами. Так, тут производили упаковку и упаковочные аппараты, технику для сельского хозяйства, а во времена Великой Отечественной даже станки для обработки гранат.

С уходом Советской власти дела на заводе имени Ленина, как и на многих других предприятиях стали идти плохо. В начале нулевых он окончательно перестал существовать. Имущества и земли распродали по частям – сейчас на их месте жилые дома, торговый центр, рестораны. Впрочем, несколько зданий завода на улице Карла Маркса остались до сих пор.

На архивных кадрах есть и «Электроприбор». На предприятии, которое сейчас готовится к закрытию, производили не только комплектующие для самолётов. В 1971 году тут делали и сетевой катушечный магнитофон «Астра-4». Работники тут, словно врачи, собирают его в белых халатах. Женщины даже прячут волосы под косынкой. До этого аппарат выпускали в Ленинграде – небольшую партию создали и в Воронеже.

Проблемы на воронежских предприятиях, говорят, начались уже в перестройку. Так, к концу 80-х на шинный и огнеупорный заводы стали привозить трудовых мигрантов из Вьетнама. Архивных кадров их работы, к сожалению, нет. Доктор экономических наук Вадим Галкин рассказывает, причиной стало то, что воронежцы трудиться на этих предприятиях просто не хотели. Зарплаты были небольшими. Впрочем, губительным для производств стал, конечно, распад СССР. Многие из кризиса не могли выйти годами.

– Конечно, развал и политической системы, и экономических, кооперационных связей с другими республиками, выход их из состава рынка. Это всё, конечно, сыграло свою роль. В 1990 году инфляция была примерно 2700%. Государственной поддержки не было и, соответственно, предприятия приказали долго жить. Но это не значит, что они были плохие. Это значит, что политическая система, которая тогда рушилась, потянула за собой и промышленность, – рассказал доктор экономических наук Вадим Галкин.

На фоне развала советской промышленности расцвела торговля. Те же вьетнамцы и воронежцы вышли на рынки. С такого бизнеса начинали и многие современные воронежские миллионеры. Между тем, коронавирус, говорят эксперты, также внесёт свои коррективы в нынешнюю экономику. Для одних станет губительным, для других, наоборот – началом расцвета.

Читайте также