Мама убитого в Воронеже студента медвуза: «11 ударов ножом хотят представить самообороной»
Защита обвиняемого 19-летнего парня просит отпустить его под домашний арест.
Фото: Семья Ивана Баранова
Ирине Горн позвонили рано утром 25 ноября 2019 года и сказали, что её сына больше нет. Ивану Баранову было 20 лет. Он учился на четвёртом курсе медуниверситета. Будущий врач, красавец, мамина гордость и радость. Жизнь Ивана оборвалась жестоко и нелепо. Его зарезал совершенно незнакомый парень, 19-летний студент медицинского вуза.
Кровавую расправу в деталях зафиксировала камера видеонаблюдения. Семья Ивана была уверена, что правда на их стороне – за убийство накажут по всей строгости закона. Но пока близкие парня пытались хоть как-то научиться жить с заслонившим всё вокруг горем, с уголовным делом о смерти Ивана стали происходить странные вещи.
Сначала агрессию попавшего под следствие студента пытались списать на аффект, а потом и вовсе его защита всеми правдами и неправдами стала настаивать на версии о самообороне или её превышении. На продлениях ареста обвиняемого увереннее зазвучали просьбы о домашнем аресте. Всё это заставило Ирину Горн прервать молчание, рассказать о своих опасениях и предотвратить возможную несправедливость.
Нож вместо разговора
Последние несколько часов жизни сына Ирина изучила по минутам, а гибель – по секундам. Несмотря на боль, матери важно понять, почему случилась трагедия, как не стало её мальчика.
В тот вечер 24 ноября Иван Баранов был с другом в гостях у девушки, тоже студентки медуниверситета. Разговор зашёл о «бывших», и подруга пожаловалась на Назара Ж., с которым встречалась до Ивана. Призналась, что тот и сейчас её преследует, угрожает, даже как-то выбил дверь. Иван возмутился и тут же решил поговорить с Назаром. Списался с ним в соцсети, Назар указал адрес дома, где снимал квартиру – улица Минская, дом № 69 «в».
Иван позвонил другу, чтобы тот подвёз его. Оба друга Ивана Баранова остались ждать в машине, когда юноша пошёл к подъезду поговорить с Назаром. Казалось бы, обычная для молодёжи история – выяснить отношения из-за девушки или даже подраться. Подобных ситуаций у каждого парня возникает в жизни не одна и не две. Но тут случилось непоправимое – то, чего не ждал ни Иван, ни его оставшиеся в машине друзья, ни спровоцировавшая этот конфликт девушка.
– Мой мальчик хотел поговорить. Если бы получилась драка, то по-мужски, на кулаках. Он пришёл заступиться за девушку. Был так воспитан, что не мог пройти мимо беды даже незнакомого человека, всегда бежал на помощь другим. По сути, никакого разговора и драки не было. Несколько слов они сказали другу другу. Ваня только замахнулся, а тот сразу пустил в ход нож, – рассказывает Ирина Горн. – Он – будущий врач и действовал грамотно – знал, куда бить. Я медик, муж работает хирургом, мы с ужасом читали судмедэкспертизу. Все ножевые ранения получены при жизни – в грудь, в таз, в спину. Ваня пытался защитить себя, у него все руки оказались располосованы ножом.
Дом № 69 «в» на улице Минской, рядом с которым произошла трагедия, Google-карты
Позже Ирина узнает, что её сын получил 11 ножевых ударов за 44 секунды. А в тот момент – когда всё случилось, на шум прибежали друзья Ивана. Ребята рассказывают, что сразу не поняли, что тот тяжело ранен. Подумали, что Ивана ударили в драке под дых. Ждали, когда парень откашляется и что-то им ответит.
– Мы поняли, что случилось, когда Назар молча приподнял Ване футболку. Там всё было в крови. Тут же стали «качать» Ваню – делать ему непрямой массаж сердца, вызвали скорую помощь, – объясняли ребята матери друга.
Врачи приехали через 28 минут после звонка. Спасать к тому времени уже было некого. Да и вряд ли это бы удалось – ранения Ивана Баранова оказались несовместимыми с жизнью. Парень истекал кровью, умирая от раны груди.
Без раскаяния
Шок, ужас, невозможность поверить в смерть сына, у которого вся жизнь была впереди. Семья Ивана Баранова переживает настоящий кошмар, который вряд ли скоро закончится. Ведь впереди суд, который станет для матери погибшего парня ещё одним тяжёлым испытанием.
– Нам сказали, что закон и правда на нашей стороне – ведь мы потерпевшие. Есть видеозапись того, как случилось убийство. Но сейчас мы видим, как все события хотят перевернуть с ног на голову, – говорит Ирина. – Сначала пытались объяснить действия обвиняемого аффектом, но психиатры его не увидели. Теперь адвокаты на полном серьёзе ведут речь о самообороне – якобы мой сын представлял какую-то опасность для своего оппонента. При этом на нападавшем после убийства не было ни единой царапины.
По словам мамы погибшего парня, она не видит той поддержки, на которую надеялась, и от сотрудников Следственного комитета. Чтобы ничего не упустить, семья платит адвокату, который бы разбирался в юридических вопросах, в тактике защитников. Ведь их клиент уже вроде как считает, что «по праву» зарезал человека.
На фоне всех этих волнений, при втором просмотре видеозаписи убийства Ирина засомневалась в его подлинности. Она предполагает, что сразу после трагедии могла видеть другой, более расширенный, её вариант. То, что на записи сейчас, больше на руку противоположной стороне. Поэтому потерпевшая у стала сильно переживать об исходе дела – понесёт ли заслуженное наказание тот, кто отнял жизнь у сына и лишил её самого дорогого?
Раз в месяц Назару Ж. по ходатайству следователей в Железнодорожном райсуде продлевают срок содержания под стражей. Бывший студент медвуза провёл в СИЗО полгода, его обвиняют в убийстве. Но адвокаты открыто заявляют, что речь может идти и о более мягкой статье – переквалификации дела при предъявлении окончательного обвинения или при вынесении приговора. С недавних пор защита парня всякий раз настаивает на смягчении меры пресечения – выходе из изолятора под домашний арест. Всё это вызывает у потерпевших новые поводы для сильного волнения.
– В мае я набралась смелости и поехала в суд на арест. Я впервые увидела того, кто убил моего мальчика. Мне не надо было от него извинений, которых на самом деле и не последовало. Я просто хотела посмотреть ему в глаза. Раскаяния в них не увидела, – признаётся Ирина.
Комментарий СУ СКР по Воронежской области по делу о гибели Ивана Баранова:
– В настоящее время по результатам предварительного расследования подследственному предъявлено обвинение по статье умышленное убийство (ч.1 ст. 105 УК РФ). Уголовное дело находится в завершающей стадии расследования.
Фото Ивана Баранова предоставлено его семьёй