Шесть бюджетов города. Нужно ли Воронежу метро

Проектировщики завершили работу над технико-экономическим обоснованием проекта.

35827
Вести Воронеж

ООО «Киносарг» завершило работу над технико-экономическим обоснованием проекта воронежского метрополитена. Стоимость строительства первой очереди метро выросла с 35 млрд рублей, в которые ее предварительно оценили городские власти, до почти 44 млрд. Эксперты считают, что и эта цифра занижена и речь может идти о вдвое больше сумме. А стартовую стоимость проекта целиком при условии, что результаты геологоразведки не принесут «сюрпризов», можно отсчитывать от 97 млрд рублей или почти шести годовых бюджетов Воронежа.

Строительство в Воронеже метро было одним из пунктов предвыборной программы действующего мэра Александра Гусева. Несколько схем предполагаемого метрополитена разработали общественники, вопрос поднимался на сайте «Российской общественной инициативы» в 2013-2014 годах. Однако активно заговорили о строительстве в Воронеже метро весной 2017 года в рамках реализации совместного российско-японского проекта по формированию комфортной городской среды.

Действительно ли для решения транспортных проблем Воронежа необходимо построить метро или для этого можно найти другие, более бюджетные способы, разбирались «Вести-Воронеж».

Зачем Воронежу нужно метро

По мнению куратора российско-японского проекта, замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, строительство в Воронеже метро избавит город от транспортных проблем и даст толчок для развития прилегающих к метро территорий.

– Комфортная городская среда сейчас невозможна без совершенствования общественного транспорта, нельзя бесконечно строить новые дороги, это не спасет от заторов. Региональные центры задыхаются от пробок. Города можно изменить, проложив удобные нити общественного транспорта, и проект метро может реально преобразить Воронеж. Это позволит обеспечить развитие в том числе уже застроенных территорий. Проект предусматривает и грамотную городскую планировку с помощью японских специалистов. Те районы, которые сейчас выглядят неприглядными, могут измениться после появления нового вида транспорта, – рассказал чиновник в интервью корреспонденту «Коммерсантъ Черноземье».

По словам директора компании-разработчика проекта ООО «Киносарг» Игоря Березина, метро сможет переключить на себя не менее 60% городского пассажиропотока. Это позволит убрать с улиц часть общественного транспорта и сократить для горожан проводимое в пути время.

Как будет выглядеть воронежское метро

Предполагается, что воронежское метро будет состоять из трех пересекающихся друг с другом веток. Их совокупная длина составит 58,6 км. Протяженность первой, «Московско–Авиазаводской» ветки составит 20,25 км. Ее проложат от «Олимпика» до воронежского авиазавода через Московский проспект и новый метромост, который возведут южнее Вогресовского моста. Длина второй, «Тамбовско–Курской», ветки составит 14,54 км. Она возьмет начало у гипермаркета Metro и протянется до улицы Южно-Моравская через Северный мост, трамвайную эстакаду которого длиной 1,5 км планируется реконструировать и приспособить под нужды метрополитена. В ходе первой очереди работ обе ветки проложат до площади Ленина. Третья ветка, «Семилукско–Ростовская», протяженностью 23,8 км свяжет улицы 9 Января и Димитрова.

Когда его построят

Пока прогнозировать сроки строительства городские власти не берутся. Неизвестен не только срок окончания работ, но даже и их начала.

Сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов напомнил, что проект метро, которое планировалось построить в Ростове-на-Дону, представили еще в 2010 году, а строительство не началось до сих пор. А в Перми первый официальный план местного метрополитена опубликовали еще в 1982 году и тогда же начали работы предварительного цикла. После этого строительство отложили на неопределенный срок. И пока не возобновили.

Одна из ключевых проблем при строительстве объектов такого масштаба – их крайне высокая стоимость и сложность поиска источников финансирования.

В какую сумму обойдется строительство метрополитена

По первоначальной оценке городских властей, стоимость только первой очереди воронежского метро должна была составить 35 млрд рублей. Согласно цифрам, приводимым в технико-экономическим обосновании проекта специалистами ООО «Киносарг», она достигнет 43,7 млрд рублей. Смету пересчитали с учетом актуальных цен, пояснил Игорь Березин.

По мнению сопредседателя регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, стартовая, минимальная, стоимость строительство всех трех веток составит 97 млрд рублей.

– И это при условии, что геологоразведка не покажет каких-нибудь сюрпризов по трассе, на «синей» ветке не будет метромоста, а тоннель нырнет под водохранилище, и на его маршруте не окажется, например, подземного болота, – отметил Юрий Новиков.

Тем не менее, городские власти настроены оптимистично, по оценке вице-мэра по городскому хозяйству Вадима Кстенина, метро окупится за 15 лет. Андрей Фурсов считает, что для этого понадобится существенно больший срок - 35-40 лет.

Кроме того, пока неясно, кто инвестирует средства в создание метро. Озвучивались разные варианты финансирования строительства, но все они пока остаются неподтвержденными.

Представляя весной 2017 года проект японских проектировщиков, руководитель управления главы Воронежа Игорь Лотков отметил, что возможен вариант, при котором строительство рельсовой инфраструктуры профинансируют за счет бюджетных средств, а инвесторы возьмут на себя покупку подвижного состава и его эксплуатацию.

Позже Александр Гусев рассказал, что средства могут поступить из Фонда прямых инвестиций РФ.

Андрей Чибис предположил, что речь пойдет о государственно-частном партнерстве, первой в стране концессии такого рода.

Можно ли обойтись без метро

Юрий Новиков уверен, что можно. Более того, метро Воронежу не нужно. Во-первых, недостаточно мощные пассажиропотоки не позволят равномерно загрузить линии метрополитена. Пассажиропотоки насыщенностью более 20 тыс. человек в час наблюдаются в городе только в часы пик. Во-вторых, аргументом против является высокая плотность и компактность города и близость точек скопления пассажиров. В-третьих, это запредельно высокая стоимость строительства - около 100 млрд рублей при том, что в 2017 году бюджет Воронежа составляет всего 16,5 млрд.

Кроме того, региональные метрополитены строятся очень медленно – одна станция за 10 лет. Например, в Челябинске метро строится с 1992 года, а откроется не раньше 2033-го.

При этом обслуживание метрополитенов обходится слишком дорого, подчеркнул Юрий Новиков.

Гражданский активист Виталий Иванищев считает: чтобы браться за проект такого масштаба, городским властям необходимо иметь за спиной пусть и гораздо менее значимые, но успешно реализованные проекты.

– Единственный крупный проект нынешней городской администрации - это развязка на улице 9 Января. Но, во-первых, чиновники оказались абсолютно некомпетентны и, закрыв движение, но, не предусмотрев пути объезда, спровоцировали после начала работ настоящий транспортный коллапс. Решение начали искать только после того как на проблему обратил внимание губернатор. И, во-вторых, только начав строительство, выяснили, что необходимо переделывать проект, так как за два года в месте развязки каким-то образом появились новые неучтенные в плане коммуникации, – отметил Виталий Иванищев.

Что можно построить вместо метро

Юрий Новиков уверен, что средства, которые власти пытаются найти на строительство метро, можно потратить более эффективно на другие объекты

Во-первых, городу нужен легкорельсовый транспорт.

– На строительство первых веток хватит примерно 20 млрд рублей. Предполагается, что это будут линии «Левобережный вокзал – Цирк – Кольцовская – Московский проспект – Град – Аэропорт» и «Остужева – Северный мост – Вокзал – Цирк – Ворошилова – Героев Сибиряков – Перхоровича», – рассказал он.

Во-вторых, Левобережный вокзал.

– Проект стоит 14 млрд рублей и включает новое здание Левобережного вокзала, которое будет располагаться чуть южнее нынешней «Придачи» и включать в себя современный вокзальный комплекс, рассчитанный на прием поездов по скоростной линии, и 25-этажный деловой центр, интегрированный транспортно-пересадочный узел, виадук с развязкой по ул. Циолковского, который наконец свяжет ВАИ с авиазаводом напрямую. При этом реновация кварталов на улице Героев Стратосферы полностью перезапустит юг левого берега и превратит окрестности в зону отдыха и деловой активности, – рассказал Юрий Новиков.

Еще 10 млрд рублей, по его мнению, необходимо инвестировать в строительство транспортно-пересадочных узлов совмещенных с развязками, а именно – «Остужева – Ленинский проспект», «Ленинский проспект – ВОГРЭС», «Плехановская – 9 Января» и «Плехановская – Кольцовская».

– На все четыре хаба денег может и не хватить, но сомнений, что все это будет куда полезнее метро нет ни малейших, – уверен Юрий Новиков.

Виталий Иванищев считает, что достойной альтернативой строительству метрополитена может стать строительство и реконструкция нескольких инфраструктурных объектов. Например, это Южный мост, который, по мнению общественника, избавит Воронеж от пробок на улицах Лебедева и Грамши и отведет из города транзитный трафик.

– Дорога от развязки у Юго-западного рынка до микрорайона Тенистый мимо аэродрома «Балтимор» избавит от часовых пробок выезд из Тенистого, а в перспективе можно соединить Тенистый с улицей Острогожской и существенно облегчить жизнь жителям Шилово, – считает Виталий Иванищев.

Так же, по его мнению, городу необходима реконструкция Рабочего проспекта и улицы Краснодонской и соединение ее с улицей 45 Стрелковой Дивизии, а улиц Шишкова и Солнечной – с центром города с помощью тоннеля или виадука, чтобы получить дублер Московского проспекта.

– Конечно, все это требует тщательного просчета и проработки, но уже на первый взгляд все обозначенный мной проекты вместе взятые могут стоить не дороже, чем метро, при том, что метро не решит и десятой части тех проблем, которые решит реализация этих проектов, – уверен Виталий Иванищев.

Справка

В России работают семь метрополитенов: Московский, Петербургский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Екатеринбургский и Казанский. В Волгограде действует система скоростного трамвая – метротам.

Еще несколько метрополитенов строятся или планируются к строительству – в Челябинске, Омске, Красноярске, Ростове, Перми и Уфе.

Елена Гончарова