Антимонопольщики: «Плацкарт стоит дороже купе и билета на самолёт»

УФАС сравнило цены ФПК и бюджетной авиакомпании.

Антимонопольщики сравнили цены на билеты в поездах «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, «дочка» РЖД) и бюджетной авиакомпании «Победа» и выяснила, что дорога самолётом нередко обходится дешевле поездки на поезде. Результаты исследования появились на сайте УФАС в четверг, 16 ноября, за день до возобновления продажи плацкартных билетов на поезда.

Специалисты изучили билеты на 30 октября 2017 года. Оказалось, что плацкарт дороже авиабилета по направлению «Москва – Назрань» (2,8 тыс. рублей за место против 2,5 тыс. рублей), «Москва – Новосибирск» (4,3 тыс. рублей в нефирменном плацкарте и 6,5 тыс. в фирменном против 4 тыс. рублей на самолёте) и «Москва – Сургут» (3,65 тыс. и 5,2 тыс. против 3,5 тыс. рублей).

Дешевле поезд оказался только по направлению «Москва – Чебоксары» (780 и 1 тыс. рублей против 2 тыс. рублей за самолёт).

– Однако при небольшой разнице в цене полет существенно экономит пассажиру время и позволяет ему достичь пункта назначения с большим комфортом, чем это возможно при путешествии в плацкартном вагоне нефирменного поезда, – отметили антимонопольщики.

Специалисты ФАС отметили, что доходность перевозок напрямую зависит от пассажиропотока.

– Авиация снизила цены на 10% и увеличила пассажиропоток на 22%. ФПК же наоборот, увеличила тарифы на 3,9% и потеряла 8,5% клиентов в сегменте плацкарт и общие вагоны. Провозные ёмкости не загружены большую часть года. В 2010 году ФПК перевозили в плацкарте 75 млн пассажиров, а в 2017 году на 14 млн меньше. Только за 2016 год и только «Победа» забрала 4 млн пассажиров, – подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Александр Редько.

При этом с 2010 года средняя ставка билета на плацкарт выросла в 2,26 раза, на купе – в 1,26 раза. По мнению антимонопольщиков, непроданные места в купе – убыток или недополученные доходы ФПК, но на непроданные плацкарты «ФПК экономически всё равно».

РЖД с 3 ноября приостановили продажу плацкартных билетов в поездах дальнего следования, которые отправляются с 1 января 2018 года. Как сообщили в компании, временная мера связана с отсутствием решений регулятора по уровню тарифов на пассажирские перевозки. Продажи на остальные категории билетов проходят в обычном режиме. Продажи билетов в плацкарт и купе будут сразу после принятия решений.

Однако антимонопольщики заявили, что данная причина не может быть аргументом при отказе услуги. Если новые тарифы неизвестны, следует продавать билеты по старым ценам.