Какие районы попадут на карту зон затопления Воронежской области
Корреспонденты «Вести-Воронеж» вместе со специалистами набросали эскиз карты.
Строить и покупать дома на берегу рек жители области теперь будут на свой страх и риск – компенсаций в случае наводнения они больше не получат. В регионе к концу следующего года составят карту зон потенциального затопления в период паводка. Для этого привлекают московских специалистов по аэрофотосъемке. В зонах затопления либо совсем запретят строительство, либо разрешат его с ограничениями, а имущество владельцам однозначно предстоит страховать. Пока департамент экологии подписывает заключительные бумаги с научно-производственным объединением.
Этот луг точно нанесут на карту – новые коттеджи весной затопило. В низине никогда ничего не строили – поля заливные, но несколько лет назад разрешения на возведение коттеджей всё-таки выдали – и теперь у их владельцев проблемы. Юрий Долгополов – начальник отдела водных ресурсов Донского бассейнового управления удивлён тем, что местная администрация вообще разрешила здесь строить.
– Мы же предупреждали как водная служба, что у реки есть русло, а у русла есть пойма, пойма периодически должна быть затапливаема. Люди, которые приобретают здесь жильё, говорят о том, что паводка не наблюдалось порядка 10 лет. Но в природе всё возвращается на круги своя. Если паводка не было в прошлом году, не значит, что его не будет в следующем, – отметил начальник отдела водных ресурсов Донского бассейнового управления Юрий Долгополов.
Активная застройка поймы шла последние 5-7 лет, этот период ученые называют маловодным. В начале 2010 годов область накрыла засуха, реки мелели, Дон в некоторых местах можно было перейти вброд. Такие периоды, рассказывают специалисты, обычно продолжаются от 5 до 10 лет, а потом сменяются многоводными. И похоже, что очередной такой цикл только начинается.
Паводок в этом году затронул 16 районов области, в трёх был введён режим чрезвычайной ситуации. Первым пострадал Калачеевский район. Там под воду погрузились несколько улиц, в домах вода поднималась до полутора метров, потом Битюг затопил часть Бобровского района, но последствия там быстро устранили. Под водой оказались дачи и коттеджи в Рамонском и Новоусманском районах.
Вообще, в паводково-опасную зону в регионе входит более 200 населённых пунктов. В зоне подтопления всегда Бобровский район, особенно село Лушниковка, Калач, Борисоглебский район и пойма реки Ворона, Ольховатка, Павловск в районе слияния Дона и Осереди, регулярно подтапливает улицы в Россоши, Новой Усмани, Богучаре, Рамони и Кантемировке. А вот в Верхнехавском и Панинском районах масштабный паводок, говорят специалисты, маловероятен.
Жителям вот прибрежных улиц расслабляться не стоит, говорят специалисты – паводок 2018 был, по оценкам гидрологов, небольшим.
– Паводок в этом году не является катастрофическим или из ряда вон выходящим. Река Дон – половодье прошло среднее. Единственная река, которая превысила максимальный уровень – это Битюг, в Боброве. Мы утратили бдительность и забыли, что такое водная стихия, – пояснил начальник отдела водных ресурсов Донского бассейнового управления Юрий Долгополов.
В Новой Усмани такого паводка не было с 1986 года, Усманка всегда отличалась, так сказать, мягким характером. Но в этом году она сильно удивила владельцев домов на берегу – затопило несколько микрорайонов.
Пока карты затопления нет, местные власти набросали собственную – уже запретили строительство на трех участках – в самых опасных местах.
– Было у нас заявление о начале строительства индивидуального жилого дома, мы им разрешение на строительство не выдали, мы понимаем, что другим вариантов попросту нет. Это вызовет неудобство людей, которые проживают там, у нас много случаев, когда строят именно на продажу. При покупке земельных участков, расположенных близко к реке и в зонах, опасных при паводковых явлениях, необходимо обращаться в поселковую администрацию. Главы поселений имеют четкую инструкцию о том, что этих людей надо уведомлять, – сообщил глава администрации Новоусманского района Дмитрий Маслов.
Пока районные чиновники проводят разъяснительную работу, областные экологи – в завершающей стадии переговоров с научно-производственной компанией из Москвы, которая выиграла конкурс на составление полной карты затопления Воронежской области. С этой фирмой они уже сотрудничали – в 2011 году.
– Мы занимались профилированием воронежского моря. Мы работали тогда самостоятельно. В этом проекте мы планируем подключить предприятия и институты, которые занимаются именно вопросами определения зон затопления и являются профильными, соответственно очень хорошо знают историческую ситуацию, и настоящую ситуацию в Воронежской области. В настоящий момент мы готовы к подписанию контракта. Дальше мы планируем получить разрешения на проведение полётов на всей территории области, составить рабочий график этих полётов. Мы производственная компания, имеющая огромный опыт ведения аэрофотосъёмочных работ, обладаем новейшим оборудованием, – сообщила генеральный директор научно-производственной компании Галина Божченко.
Им предстоит произвести аэрофотосъёмку всего региона и составить подробную карту. Опыт есть – похожую работу проводили в Румынии и Молдове. На участки, которые попадут в красную зону, будут распространяться дополнительные ограничения.
– В границах этих территорий запрещается создавать новые капитальные сооружения без осуществления инженерных укреплений. Будут собраны проанализированы и обобщены материалы гидрометеорологической, геологической, гидрологической, гидрогеологических и картографических исследований затопленных территорий населенных пунктов. Работы начнутся в этом году, активная фаза будет осенью. Инструментальные замеры, работы натурные на территории. И мы планируем, что все работы у нас будут завершены до конца 2019 года, – отметил руководитель департамента экологии Воронежской области Алексей Карякин.
А пока инженеры и экологи составляют карту, участки у рек активно продают, вероятно, чтобы успеть до введения ограничений.
Наталья Зубкова