Воронежские предприятия, где трудятся инвалиды, не выдержали конкуренции с китайскими
До конца года завод «Импульс» должен завершить процедуру банкротства.
В Воронежской области прошёл региональный этап чемпионата по профмастерству среди людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс». Студенты и школьники соревновались по 10 компетенциям. Для участников этот конкурс – возможность найти потенциальных работодателей, и решить таким образом главную проблему, с которой они сталкиваются в самостоятельной жизни. По статистике, около половины людей с ограниченными возможностями не могут трудоустроиться. Каким профессиям обучаются люди с ограниченными возможностями и как выживают предприятия, основной состав сотрудников которых – инвалиды.
Этим ребятам учиться и работать сложнее, чем остальным, поэтому о головокружительных карьерах они не мечтают, ищут профессию с гарантированным заработком.
Участница чемпионата Марина Власова:
– Где училась? – В интернете. – Можно евроремонты делать, это круто очень! Не считаешь это мужской профессией? – Нет, женщина тоже может работать!
В соседнем кабине трое ребят – инвалиды по слуху, они общаются только сурдопереводом. Но это не мешает им осваивать профессию каменщика.
– Обыкновенному ребёнку, не инвалиду достаточно один-два раза рассказать и он понимает, что нужно делать. Этим же детям нужно показывать не один, не два раза, – пояснил мастер производственного обучения Валерий Боев.
Устроиться самостоятельно людям с ограничениями здоровья по-прежнему сложно, но в поиске работы им готовы помогать. Ежегодно в центры занятости региона обращаются около 2 тыс. человек. Работу находят для половины из них. Тем временем, предприятие, на котором трудилось больше всего инвалидов в Воронеже, закрывается. До конца года завод «Импульс» должен завершить процедуру банкротства. Сейчас в штате предприятия 46 человек, их ждёт сокращение.
– На простое стояли длительный период сотрудники, а теперь мы по своей инициативе, в связи с тем, что убытки очень большие, и задолженность кредиторская по теплу особенно большая, за несколько миллионов, поэтому мы проявили инициативу по банкротству, – сообщил председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского общества слепых Михаил Бобонов.
Проблемы у предприятия не прекращаются много лет. Ещё в 2012 году сотрудники обращались в прокуратуру с жалобой на регулярные задержки зарплат. Исковых заявлений набралось на полмиллиона. Директора менялись, кредиты брали, долги постепенно раздавали, и то частями. Сотрудники трудились уже три дня в неделю, но за эту работу продолжали держаться.
– Остаются, потому что это наше родное предприятие. Уйдём мы куда-то, устроимся, но никто нам не даёт гарантии, что надолго. То есть, программа есть в Воронежской области принимать 3% от численности инвалидов, но потом-то могут также и выгнать, – рассказал сборщик изделий предприятия «Импульс» 2012 года Валерий Чиканов.
Электропатроны воронежского производства не выдержали конкуренции с китайскими производителями. Там производство полностью автоматизировано. Себестоимость патрона воронежского производства три года назад составляла около 10 рублей, поставщики китайских товаров предлагали то же самое – но за 5.
Предприятие, на котором трудится 50% инвалидов в Воронежской области осталось одно – в Бутурлиновке. Там делают промышленные щётки.
– Берёшь колоночку, раз – палец положил, уже чувствуешь отверстие большое, мелкое, есть же сверлят сверлом и «шестёрочка», и «пятёрочка», вот этим пальцем ощущаешь, какая дырочка и выработано всё – набираешь, сколько надо. Автомат же на может ровный пучочек брать, – изготовитель щетино-щеточной продукции Михаил Воробьев.
Они успели занять свою нишу и переориентироваться. Раньше выпускали бытовые щетки, но спроса на них давно нет – из-за тех же китайцев.
– Производим щётки для агропромышленного комплекса и доильных агрегатов, для ферм, молочной промышленности, для сырзаводов, – пояснила директор предприятия Сергей Олейников.
На предприятии говорят, есть даже кадровый голод – часть сотрудников ушли на пенсию, а заказов стало больше, чем оставшиеся в состоянии сделать. Но конкуренты всё равно давят – труд незрячих, с учётом того, что для них необходимы особые условия, чрезвычайно дорог, а производительность ниже, чем у здоровых работников. Поэтому работают благодаря субсидиям и льготам – до октября, потом сезон закончится и предприятие перейдёт в режим простоя до мая.