В Воронеже врач не добилась оправдания за смерть пациентки от пневмонии
Хирурга БСМП Оксану Махотину освободили от наказания в связи с истечение срока давности.
Воронежский облсуд в понедельник, 24 декабря, рассмотрел жалобу хирурга воронежской БСМП Оксане Махотиной на приговор суда. Врача судили за смерть 44-летней пациентки Светланы Александровой от запущенной пневмонии. Оксану Махотину признали виновной причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Однако тут же освободили врача от наказания в связи с истечением срока давности – с момента гибели Александровой на момент вынесения приговора прошло больше 2 лет.
Оксана Махотина попыталась обжаловать приговор суда, которым её освободили от уголовной ответственности. Хирург пыталась добиться оправдательного приговора, чтобы защитить своё честное имя. Однако безуспешно – облсуд отказал защите врача в отмене приговора, в котором прекратили дело Махотиной по не реабилитирующим обстоятельствам. Об этом корреспонденту «Вести Воронеж» сообщил потерпевший Алексей Александров, супруг умершей пациентки.
Во время рассмотрения апелляционной жалобы Оксана Махотина и её адвокат в очередной раз подвергли сомнениям судмедэкспертизы и просили о назначении ещё одного исследования. Потерпевший Алексей Александров жалобу на приговор суде не подавал, понимая, что спорить с законодательством, которое через два года освобождает от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, спорить бесполезно.
Суть дела врача
Жительница Воронежа Светлана Александрова попала в больницу 2 июня 2016 года из-за острой боли в спине. Её доставили в БСМП №1, где дежурный врач в приёмном отделении заподозрил у Александровой панкреатит. От пневмонии женщину, которая сама была медсестрой и доверяла врачам, начали лечить только 8 июня. Десятого июня Александрову перевезли в торакальное отделение областной больницы.
По словам Алексея Александрова, врачи там ужаснулись из-за запущенного состояния больной, неправильно поставленного дренажа, поздней диагностики. Светлане заново установили дренаж в лёгкое, откачали большое количество жидкости и положили в реанимацию, собираясь после выходные перевести в палату интенсивной терапии. Но состояние только ухудшалось. Светлана скончалась 19 июня. Причиной смерти стал обширный гнойно-воспалительный процесс, включающий в себя двустороннюю пневмонию.
Как констатировали эксперты, диагноз Александровной можно было поставить в более ранние сроки. Были все основания расширенно обследовать женщину, и Оксана Махотина могла выявить болезнь уже 3 июня, а не на пять дней позже. Начни врач лечить Александрову раньше, её состояние не стало бы тяжёлым. Манипуляции, которые медик проводила 8 и 9 июня ухудшили состояние больной. Эксперты увидели прямую причинно-следственную связь между смертью пациентки и ненадлежащей помощью со стороны медика.
Смерть Светланы Александровой изменила систему медпомощи в Воронеже. Она стала поводом для принятия регламента перевода пациентов между больницами. Документ появился после представления следователя, направленного в департамент здравоохранения. Если верить участникам истории, жизнь как минимум одного человека новые правила уже спасли. В аналогичной ситуации женщину из БСМП перевели в областную больницу сразу же после постановки диагноза «пневмония». Врачам удалось вовремя начать лечение, пациентка выздоровела.
Судебный процесс по обвинению Оксаны Махотиной вывели в общественную плоскость во время прений потерпевший и хирург. Получилось не просто противостояние врача и родных пациента, а разговор о системных ошибках в воронежской медицине, ответственности за роковые решения и нынешних «делах врачей».
Супруг погибшей пациентки назвал воронежскую БСМП «кладбищем медицинских работников», где «уродуют» даже хороших врачей, делают из них халатных и безразличных к человеку.
Оксана Махотина объяснила, что в БСМП нет профильного отделения для лечения таких болезней как пневмония. В свою очередь, она как врач сделала для Александровной всё, что могла. Однако «клиническая картина заболевания была стёрта» (симптомы болезни проявлялись атипично – прим. ред.), и это был тот случай, когда все крепки лишь задним умом.
– Когда врач принимает решение, берёт на себя за человека ответственность, а если случается неблагоприятный исход, то вырисовывается пресловутая причинно-следственная связь, – отменила Оксана Махотина.
Махотина заявила, что в России идёт «массовая травля врачей». Родные же пациентки считают, что при современном уровне медицины молодого и здорового человека можно вылечить от пневмонии. Светлана не должна была умереть.
– Чего я хочу? Хочу, чтобы в больнице к людям было другое отношения, чтобы люди не умирали из-за равнодушия и невнимательности врачей. Так не должно быть, чтобы в современное время, когда есть высокие технологии, лекарства, человек умирал от пневмонии, – говорил в интервью «Вести Воронеж» Алексей Александров.