Жизнь с мертвецами. Почему воронежцы становятся заложниками ситуаций с умершими соседями

В связи с чем полиция и МЧС отказываются вскрыть квартиры, где, вероятно, лежит тело человека.

Фото: Pxhere

История с мёртвой 88-летней бабушкой, пролежавшей в своей квартире на улице Антонова-Овсеенко около трёх недель, обеспокоила многих воронежцев. И это понятно, ведь подобные ситуации с одинокими пенсионерами и их соседями, к сожалению, не редкость. Столкнуться с ними может каждый. 

В многоэтажке на Антонова-Овсеенко соседи три недели били тревогу и добивались взлома двери, прося о помощи МЧС и участкового. Дверь вскрыли только после жалоб в СМИ и появления трупного запаха. До этого специальные службы опасались нарушить закон.

Почему в таких ситуациях, критических для жильцов подъезда, у полиции нет прав для взлома жилья, и воронежцы становятся заложниками ситуаций с умершими соседями – в публикации «Вести Воронеж».

Недели, месяцы, годы

Жильцы дома №33 на улице Антонова-Овсеенко заподозрили, что с их 88-летней соседкой случилась беда, ещё в начале января. Женщину перестали видеть на улице, а свет в её квартире не горел ни днём, ни ночью. У соседей были ключи, но из-за внутренней задвижки открыть дверь не получалось. Тогда горожане стали добиваться взлома. Но, как они ранее рассказали «Вести Воронеж», ни полицейские, ни спасатели не брались вскрывать дверь, опасаясь нарушить закон. После их обращения в СМИ дверь 29 января всё-таки взломали, а бабушку нашли мёртвой.

Такой сценарий, увы, повторяющийся. Правда, жильцы замечают исчезновения соседей не всегда. К примеру, одна из самых шокирующих историй случилась ещё в 2011 году. Тогда в воронежской квартире обнаружили останки одинокой пенсионерки, которая умерла 8 лет назад. Никто из соседей много лет не обращал внимания на забитый почтовый ящик женщины и затянутую паутиной дверь. Обнаружить, что горожанка мертва, помогли потёкшие трубы – один из жильцов заявил в управляющую компанию, что у него с потолков капает вода. Когда дверь вскрыли, наткнулись на мумию.

Похожая история случалась и в бобровском селе Хреновое в 2014 году. Там мёртвая пенсионерка пролежала в квартире полторы недели. Соседи женщины поняли, что она умерла, когда увидели падающих с потолка червей. Дверь квартиры вскрыли в присутствии начальника ЖЭКа и участкового полиции.

В 2018 году умерла жительница Воронежа, которая полгода не выходила из собственной квартиры. Перед тем, как запереть дверь, она начала себя странно вести – выносила свою мебель, стучалась к соседкам по ночам. Шанс спасти горожанку, наверняка, был, и соседи настаивали на том, чтобы полиция, УК и МЧС вскрыли квартиру и отправили женщину на лечение. Однако сделано этого не было из-за отказа самой хозяйки квартиры. Женщина умерла вскоре после того, как соседи начали бить тревогу и предприняли все возможные попытки её спасти.

Беспомощность в законе

Почти в каждом подъезде есть одинокие бабушки или дедушки – без родственников и близких, без друзей. Если пенсионер перестаёт выходить из дома, не слышно признаков жизнь со стороны квартиры, неравнодушные и внимательные соседи беспокоятся. Тревога нарастает, если человек не открывает дверь, не отзывается, в доме всё время горит свет или всё время темно. Что могут сделать люди в этой ситуации?

Прежде всего, соседи, которые предполагают, что за запертой дверью квартиры находится мёртвый человек, должны обратиться в полицию. Там обязаны зафиксировать обращение, однако в большинстве случаев тот же участковый сделать ничего не сможет. Закон, который защищает граждан от полицейского произвола, не позволяя взламывать двери без достаточных на то оснований, связывает стражей порядка в таких случаях по рукам и ногам.

По мнению юриста Александра Мазалова, действия полиции по закону вполне здравомыслящие.

– Заявление соседей или знакомых действительно не являются основанием для вскрытия помещений. По закону, они чужие люди. Здесь важны доказательства. Если они собраны и говорят о том, что есть объективная опасность, квартиру вскрывают. Но представьте, если одинокий человек не умер, а, к примеру, попал в больницу, а участковый взламывает дверь в его жилище. Тогда квартира собственника оказывается открытой, замки после вскрытия полиция не восстанавливает. А значит, всё имущество хозяина жилища оказывается под угрозой. Такие ситуации возникают неоднократно и приводят к суду над полицейскими, – объяснил в беседе с корреспондентом «Вести Воронеж» Александр Мазалов.

Как считает юрист, воронежцы, ставшие заложниками ситуаций с умершими соседями, сделать ничего не могут. Квартиру вскрывают только с согласия собственника или его родных, либо по решению участкового, основанном на здравом смысле и собранных доказательствах.

Проблема беспомощности, когда неприкосновенность чужой собственности оказывается важнее жизни и смерть человека, весьма злободневна.  Пользователи интернета обсуждают лайфхаки – как заставить специальные службы вскрыть квартиру соседа, который, вероятнее всего, давно мёртв. В основе советов – ложь во спасение. Так обеспокоенным людям предлагают жаловаться на дым в чужой квартире или запах газа, чтобы у МЧС появились основания взломать дверь. Для особо отчаянных предлагают придумать происшествие, которое якобы случилось там, где нужно уговорить отпереть замок.

В каких случаях можно рассчитывать на помощь полиции и МЧС ?

Как выяснили «Вести Воронеж», согласно ФЗ «О полиции» силовики имеют право проникать в квартиры. Они могут взломать дверь, если требуется спасти жизнь граждан и их имущество, обеспечить безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, установить обстоятельства несчастного случая, задержать лиц, подозреваемых в совершении преступления.

У сотрудников МЧС тоже есть определённые полномочия, позволяющие проникать в квартиру без согласия жильцов. Но делать они могут это исключительно в экстренных ситуациях – к примеру, при пожаре, потопе. При этом проникнуть в квартиру им разрешается только в присутствии представителей управляющей компании.