Старость в радость. В Воронежской области будут по-новому помогать пенсионерам
В пилотный проект пока вошли только два отдела соцзащиты.
Социальные работники скоро будут не только доставлять продукты и измерять давление, но и смогут ухаживать за лежачими стариками и проводить простейшие медицинские манипуляции вроде массажа. Новым видам услуг они сейчас обучаются. В Воронежской области с этого года начинают выстраивать систему долговременного ухода за пожилыми. В пилотный проект вошли пока только два отдела социальной защиты – в Советском районе Воронежа и в Боброве.
Социальные работники пока тренируются друг на друге. В роли пожилой подопечной – коллега, её задача – оставаться совершенно беспомощной. На этот раз она якобы упала с кровати и её необходимо поднять, но так, чтобы сам соцработник не надорвался.
Соцработников учат тому, что сейчас фактически умеют только профессиональные сиделки – поднимать, перекладывать, кормить, чтобы пациент не подавился. А ещё – пользоваться специальным оборудованием – скользящей простыней и поддерживающим поясом.
По программе пока обучается 70 человек в Воронеже, и еще несколько десятков в Бобровском районе – те, кто вошёл в пилотный проект. После обучения каждая получит сертификат и через некоторое время, когда все административные формальности будут улажены, сможет ухаживать за одинокими пожилыми людьми, которые уже не в состоянии о себе позаботиться.
– Я не знала, например, как правильно поворачивать так, чтобы не навредить человеку, это тоже очень сложно. Мы по старинке, взяли там, взяли здесь, а тут уже нужно правильно, чтобы человеку было комфортно, не больно, потому что люди пожилые, больные, кожа уже не та, – пояснила социальный работник Галина Богомолова.
У Галины Богомоловой около десятка постоянных подопечных, все относительно самостоятельные. Пока соцработники заботятся только о тех, кто может обслуживать себя дома сам. Если пенсионера подведут ноги, ухаживать придется родным, а если их нет – нанимать сиделку или уезжать в дом престарелых.
– Вы знаете, я сама на это не решаюсь, потому что я не знаю, кого пригласить. С улицы приглашать – это тоже не годится. Я не знаю, будет ли этот человек мне помогать или больше на мне – себе помогать. Мне такого не нужно, мне нужно честного, добросовестного человека, – рассказала подопечная Галины Богомоловой Галина Резниченко.
Программу долговременного ухода разработал благотворительный фонд «Старость в радость». Часть воронежских специалистов прошли обучение у его сотрудников и теперь передают знания коллегам. Бывший медик, а теперь так называемый серебряный волонтёр Софья Силецкая рассказывает, что навыки ухода за маломобильными пенсионерами не преподавали даже в медицинском вузе. Она всю жизнь проработала в интернате для инвалидов, училась на собственных ошибках. Сейчас, в свои 80 лет, добровольно обеспечивает одиноких пенсионеров газетами, приносит продукты и помогает по хозяйству. Отсутствие навыков ухода для нынешних подопечных волонтера и их семей сейчас самая большая проблема.
– Если не могут родственники сами заниматься, значит, кого-то приглашают, сиделок, но не у каждого есть деньги. Значит, как умеют, сами справляются, – отметила волонтёр Софья Силецкая.
Ещё одно направление проекта по улучшению качества жизни пенсионеров - группа дневного пребывания, которую тоже создают в отделе соцзащиты в Советском районе. Для пенсионеров с когнитивными нарушениями организуют тренинги на укрепление памяти и социальных навыков. Работать с подопечными будут психологи, консультировать – врач-гериатр.
– Мы предполагаем, что здесь будет зал на 8-10 мест. За круглым столом они будут сидеть, кто рисовать, кто лепить, кто стихи читать. Второй зал, тренажёры мы уберём, здесь будет зал для физкультуры, зал для просмотра фильмов. У нас будет комната психологов, будет комната отдыха, мало ли, кому-то надо прилечь, – рассказала директор Управления соцзащиты населения Советского района Любовь Шабанова.
Пока в здании готовятся к ремонту и переоснащению, уже обученные социальные работники планируют стать педагогами – и обучать навыкам долговременного ухода уже родных малоподвижных пенсионеров.