Киностудия и арт-кластер. Какой могла быть 2-я жизнь легендарной атомной станции в Воронеже

Во что можно превратить ВАСТ, если сохранить здание.

Недостроенную Воронежскую атомную станцию теплоснабжения (ВАСТ) раздробят на щебень. Снесут не просто здание, а символ эпохи. Более того, в Воронеже исчезнет одно из самых интересных промышленных сооружений. И наконец, пропадёт потенциальная площадка под совершенно новый для города объект. 

«Вести Воронеж» вспомнили, как строили и замораживали ВАСТ, как пытались дать ей вторую жизнь и выяснили, что можно было бы сделать со станцией, если бы её решили сохранить.

Что такое ВАСТ?

Воронежская атомная станция теплоснабжения должна была покрыть существующий в Воронеже дефицит тепла. Строительство началось в 1983 году, но спустя три года произошла авария на Чернобыльской АЭС, и доверие к атомной энергетике подорвалось.

А в 1990 году в Воронеже провели референдум, на котором 96% горожан высказались против стройки. Это стало приговором для станции – её законсервировали. Тогда готовность ВАСТ составляла 65%. Если бы станцию запустили, она могла стать пилотным проектом по возведению подобных объектов в других городах страны – в Нижнем Новгороде, Архангельске, на Дальнем Востоке и под Москвой. Рассказывали, что российские атомщики хотели продать проект АСТ в Китай, но там ждали, пока его протестируют. Сделать это решили в Воронеже. Если бы не референдум, регион стал единственным с двумя атомными станциями в стране, причём одна из них находилась бы в черте города.

Что хотели сделать со станцией?

В 2013 году известный книгоиздатель и коллекционер произведений современного искусства Пьер Броше предложил превратить ВАСТ в крупный культурный проект. Например, открыть там музей 21 века. Руководство региона тогда посчитало идею интересной, но выяснилось, что для реализации проекта нужны огромные вложения. Дальше идеи дело не сдвинулось.

В 2016 году о станции снова заговорили – выпускница ВГАСУ предложила создать на заброшенной станции многофункциональный спорткомплекс – с аквапарком, скалолазным центром, смотровой площадкой и набережной. Однако это всё так и осталось на бумаге.

Как работали с подобными объектами за рубежом?

Архитектор Анна Азизова-Полуэктова отметила, что у станции очень интересная промышленная архитектура, которую можно превратить во что-либо интересное.

– Но тут главное – найти инвестора, который заинтересован объектом и готов его развивать. Конечно, это не центр города, но привлечь сюда людей можно. Это может быть арт-объект, выставочное пространство или офисы IT-компаний, – предположила Азизова-Полуэктова.

Эксперт рассказала, что в мире есть отличные образцы  работы с промышленной архитектурой – например, дизайнер и архитектор Томас Хезервик перестроил зернохранилище в Кейптауне (ЮАР) в музей современного искусства Zeitz MOCAA. Большинство силосных корпусов переделано в выставочные залы, а некоторые из них объединены в атриум, который венчает стеклянная крыша.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Zeitz MOCAA (@zeitzmocaa)

Что можно было бы сделать с воронежской атомной станцией?

Идеи архитекторов

Воронежский архитектор Роман Пупавцев (автор проекта реконструкции Советской площади и Зелёного театра в Центральном парке) ответил, не раздумывая, что ВАСТ можно превратить в центр современного искусства.

– Обычно такие промзоны тестируют – заводят  туда бизнесменов на льготных условиях и делают арт-кластеры. А потом вкладывают большие деньги в то, что выстреливает. Всё будет жить, если есть бизнес. Тем более, там красивый ландшафт, рядом очень большой микрорайон Шилово, да и сама атомная станция – секретный объект, она магнитом будет всех притягивать. Кстати, можно было бы сделать и интерактивный музей атомной энергии, чтобы люди видели и понимали, как работают станции, – добавил Роман Пупавцев.

Идеи девелоперов

Руководитель «СМУ-95» (подрядчик строительства ТЦ «Солнечный рай» и «Европа», отеля Marriott и др.) Юрий Камзолов понадеялся, что ВАСТ сносят не просто так и что на этом месте появится что-то «необходимое и полезное городу».

– Например, площадка для кинематографа – там достаточно большие площади, где можно проводить съёмки. Эта ниша у нас не развивается, насколько я знаю. Можно использовать объект также для проведения мероприятий, для игр в пейнтбол. Сделать что-то интересное можно с любым бюджетом – от 100 млн до 3-5 млрд рублей, всё зависит от фантазии. Знаю, что демонтаж будет очень сложный, кропотливый и затратный. Когда такие средства вкладываются, надо понимать, для чего это делается, – добавил Камзолов.

Демонтаж одного реакторного отделения (а всего их два) обойдётся в 29 млн рублей.

Идеи краеведов

– Очень жаль терять здание, которое считается неофициальной туристической достопримечательностью и в какой-то степени является символом эпохи. Это интересный экскурсионный объект – с ним связана целая история. Если бы здание простояло ещё 100-200 лет и оставалось в открытом доступе, оно напоминало бы о том, каким был 20 век, как тогда строили, – поделилась Ольга Рудева.

Краевед предположила, что из ВАСТ можно сделать туристическую зону со своей инфраструктурой, с гостиницей или хостелом – и тогда «принимали бы гостей на несостоявшейся атомной станции».

Идеи художников

Художник Ян Посадский отметил, что «брутальное здание» недостроенной атомной станции теплоснабжения «имеет огромный потенциал».

– Этот объект уникален с визуальной точки зрения, находится в черте города. И лично мне он кажется более интересным, чем «Град» – имеет историю, особенную архитектуру, которую можно было бы использовать, чтобы преобразовать здание в выставочное пространство и место досуга – там прекрасная природа, – добавил Ян Посадский.

Что будет на самом деле?

Директор департамента коммуникаций концерна «Росэнергоатом» Андрей Тимонов ранее рассказал, что решение о ликвидации ВАСТ приняли ещё в 2015 году. И оно окончательное: в  2019-м завершится снос первого реакторного отделения, а в 2021-м – второго. Поэтому, увы, идеи останутся лишь идеями, а город всё-таки потеряет шанс получить уникальный объект, который мог бы не только стать популярен среди жителей региона, но и прославить Воронеж далеко за его пределами.