Лайк, шер: зачем в воронежских соцсетях хвалят водителей маршруток
Наблюдатели подозревают, что это спланированная акция.
В городских сообществах в соцсетях в последнее время стали появляться посты, где от имени простых воронежцев рассказывают о положительных поступках водителей общественного транспорта. В комментариях под такими постами часто обвиняют авторов в намеренном пиаре перевозчиков перед повышением стоимости проезда. Эксперты склонны согласиться с комментаторами, но отмечают плохую организацию кампании.
Подозрительные посты стали появляться в городских пабликах в июле. В них пользователи рассказывали о водителях, желающих пассажирам хорошего дня, не берущих денег с пенсионеров, вежливо усмиривших хулигана. В ленте сообществ такие посты часто оказывались по соседству с привычными постами об авариях, хамстве и грязи в общественном транспорте. В комментариях воронежцы вспоминают о недавнем требовании перевозчиков к властям поднять стоимость проезда и связывают позитивные посты с попытками найти общественное одобрение этой инициативы. Горожане дискутируют, готовы ли они платить больше доброжелательным водителям.
Управляющий директор агентства стратегического планирования и массовых коммуникаций V-marketing Людмила Утицких оценивает хвалебные посты как целенаправленные действия:
– Да, поток позитива в разных городских пабликах – это история, которая не сама собой появилась. С точки зрения социальной психологии чаще можно встретить негативные отзывы, а вот заряд позитива, да ещё и от привычного ежедневного действия, конечно, не очень органично смотрится. Подозрительно, что сразу столько пассажиров заметили классных водителей. С другой стороны, если эти ситуации не разовая акция, то они смогут обратить внимание и других горожан на улучшение качества сервиса, если оно будет. Спрашивать про готовность больше платить нет смысла – всегда будет социально-ожидаемый ответ «хочу дешевле», – считает Людмила Утицких.
– Я смеюсь, когда это вижу. Вы же видите уровень исполнения. Я не исключаю, что это попытка мелких компаний, которые боятся уйти после внедрения новой транспортной схемы, которую нам обещают в 2020 году. Я говорю просто о владельцах автобусов, а не о серьезных компаниях, которые имеют большой штат, собственные сервисные службы, – отметил Дмитрий Крутских.
Индивидуальный предприниматель Андрей Очнев (обслуживает маршруты № 80, 69Т, 28) об акции, по его словам, впервые услышал от журналиста «Вести Воронеж». В том, что это поможет повысить репутацию общественного транспорта, он тоже сомневается: «нужно работать в первую очередь над качеством, а потом уже всем об этом рассказывать».
В том, что посты заказали сами перевозчики, сомневается сопредседатель движения «Город и транспорт» Михаил Аксёнов. По его мнению, это может быть и антирекламой:
– Да, есть ощущение, что это акция. Но точно сказать, кто это делает, я не могу. Возможно, перевозчики. А может, это попытка сделать чёрный пиар, черный – потому что уровень исполнения очень низкий. Но я точно знаю, что информация про вежливого водителя в одном из таких постов – правда. Там действительно работает очень доброжелательный водитель, – сказал Михаил Аксёнов.
Справка
В середине июня воронежские перевозчики обратились с письмом к мэру Вадиму Кстенину. Они заявили, что 17 рублей, которые горожане платят за одну поездку, недостаточно не только для того, чтобы покупать новые автобусы, но даже и для того, чтобы платить водителям достойную зарплату. Владельцы частных автотранспортных предприятий – а их в городе 12 из 13-ти –пообещали Воронежу транспортный коллапс, если власти не повысят стоимость проезда до 25 рублей уже летом. Однако после встречи с мэром и совещания в правительстве региона от ультиматума отказались.
В ответ на требования перевозчиков горожане создали петицию против подорожания проезда в маршрутках. В областном правительстве никаких официальных прогнозов по стоимости не давали, но источник «Вести Воронеж» сообщил, что на совещании у вице-губернатора Виталия Шабалатова договорились повысить стоимость проезда до 23 рублей уже в сентябре.