Атомная станция, яблоневые сады и 90-й. С чем воронежцев заставили попрощаться в 2019 году

Визитные карточки города, для которых 2019 год стал последним.

Фото: Сергей Охрименко, группа «Яблоневый сад – воронежский народный парк» «ВКонтакте»

В уходящем 2019 году Воронеж стремительно развивался: росли высотки, расцветали клумбы, открывались скверы, строились школы. Но ради этого городу пришлось принести в жертву нечто любимое и «вечное». Некоторые из этих жертв воронежцам оказалось сложно простить власти.

Редакция «Вести Воронеж» вспомнила главные объекты, которые горожане не смогли отстоять в 2019 году.

Воронежская атомная станция теплоснабжения

«Памятник демократии» – так можно назвать заброшенную Воронежскую атомную станцию, построенную как уникальный дорогостоящий проект и замороженную ещё до пуска по первому требованию народа.

Опутанная колючей проволокой, ВАСТ мрачно возвышается на окраине Шилово на правом берегу реки Воронеж. Единственными её гостями последние годы были редкие сталкеры и гуляющий сквозняк. Строители уверяли, что здание выдержит и падение самолёта, и девятибалльное землетрясение. Однако в 2019 году «Росэнергоатом» объявил, что ВАСТ встретит бесславный конец – её раздробят на щебень.

Станция с уникальным, самым безопасным в мире водо-водяным реактором, должна была опередить своё время. Экспериментальный проект едва не изменил жизнь города – замерзающим в квартирах воронежцам ВАСТ могла пообещать тепло и горячую воду. По задумке, станция должна была обогревать 80% домов в городе. 

ВАСТ начали возводить в 1983 году. Для строителей станции и их семей появился посёлок Шилово. Спустя три года случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Волнения горожан по поводу безопасности и чистоты экологии превратились в истерию.

В 1990 году в Воронеже прошёл первый в истории современной России референдум, на котором подавляющее число горожан проголосовало против открытия ВАСТ. Станцию заморозили. Позже её предлагали обустроить как картинную галерею, концертный зал и даже аквацентр. Но дать объекту новую жизнь оказалось баснословно дорого.

Поэтому в июле 2019 года «Росэнергоатом» начал поиски подрядчиков для уничтожения станции. В конкурсах победила нижегородская компания ООО «Волгаспецстрой», сильно снизив максимальные цены контрактов. Снос двух корпусов обойдётся властям в 760 млн рублей. Второе реакторное отделение и главный реакторный корпус, нижегородцы начнут разрушать в следующем году и закончат в декабре 2021-го.

К этому времени освободится 8 га федеральной земли. А три десятка сотрудников, так и не дождавшихся запуска ВАСТ, вынуждены будут либо уйти на пенсию, либо переехать.

90-й маршрут

В уходящем 2019 году некоторые воронежцы столкнулись с неожиданными новостями о том, что привычные маршрутки за ними больше не приедут. Символом грядущих транспортных реформ стал легендарный 90-й – при составлении новой транспортной схемы московские разработчики «РосдорНИИ»  обрезали маршрут на треть.

Конечную остановку в наступающем году перенесут к главному корпусу ВГУ, а в Северный район автобусы ходить больше не будут.

Чиновников не устроил 90-й «из-за высокого дублирования» и «разных пассажиропотоков». Современная длина маршрута – 64 км, а круг составляет 4 часа. Эксперты назвали 90-й символом воронежского коммерческого транспорта. «Народность» маршрута показывала городские проблемы во всей красе – легендарный 90-й гремел в новостях о культуре вождения и качестве подвижного состава.

Летом воронежцы ездили в 90-м на речку Усманку, а зимними вечерами в забитом автобусе знакомились от скуки или любви с первого взгляда. Автобус №90 был неизменным «обитателем» воронежских улиц. Из-за длинной траектории движения 90-й часто выбирали пилотным для проведения интересных городских проектов. А однажды в автобусе сыграли свадьбу на колёсах.

Яблоневые сады

Жители Северного микрорайона гордились тихим островком свежего воздуха вдали от шумной трассы: провожали среди яблонь закаты, показывали цветущий сад детям, фотографировались и жарили мясо на пикниках, не всегда, правда, убирая за собой мусор. Горожане любили яблоневые сады, так же, как их любили зайцы и белки, которые сновали вокруг деревьев и никого не боялись.

«Война» за этот участок территории шла по всем фронтам – между горожанами и властью, между разными строительными компаниям, между застройщиками и государством. Однако в 2019 году стало ясно одно: старые яблоневые сады всё-таки пойдут под пилы, не дождавшись спасения. И это должно случиться в ближайшие пару лет.

Эксперты посчитали, что детсады и школы в современном Воронеже стали важнее старых деревьев. Сначала сады украли из госсобственности ради продажи под застройку, потом вернули обратно, чтобы выделить участок на пересечении Московского проспекта и Ломоносова группе компаний Хамина под «социальный узел» – территорию рекордов. Для обсуждения проекта власти устроили публичные слушания. Большинство из выступивших высказались «за», несмотря на недовольство и подозрения остальной публики.

На территории площадью 35 га появится целый ряд соцсобъектов – самая большая школа страны, детсад на 600 мест, детская школа искусств с библиотекой, поликлиника с бассейном и станцией скорой помощи, а также огромный спорткомплекс «Академия». Позже выяснилось, что оставшуюся часть садов застроят многоэтажками.

Активисты вовсе не против социальных объектов, но уверены, что необязательно вырубать сад, чтобы построить их. С плакатами и транспарантами горожане в очередной раз вышли к старым яблоням, чтобы отстоять их. Однако митинг собрал всего несколько десятков человек. Вероятно, местные жители в большинстве своём совсем потеряли надежду.

Фото – Сергей Охрименко, группа «Яблоневый сад – воронежский народный парк» «ВКонтакте»