< >

Лихой 90-й. Как легендарный маршрут стал символом транспортных реформ в Воронеже

За что мы любили 90 маршрут и почему от него избавляются власти – в материале «Вести Воронеж».

Лихой 90-й. Как легендарный маршрут стал символом транспортных реформ в Воронеже

Один из самых длинных и популярных автобусных маршрутов в Воронеже скоро исчезнет навсегда. При составлении новой транспортной схемы московские разработчики «РосдорНИИ» не пожалели воронежскую легенду - маршрут 90 обрежут на треть «из-за высокого дублирования» и «разных пассажиропотоков». Конечную остановку в 2020 году перенесут к главному корпусу ВГУ, а в Северный район автобусы ходить больше не будут.

https://vestivrn.ru/images/news/3406-11112019.jpg

Из-за своей «народности» 90 маршрут несколько раз получал привилегии и становился пилотным в интересных проектах. Та же «народность» 90-го показывала городские проблемы во всей красе – легендарный маршрут гремел в новостях о культуре вождения и качестве подвижного состава.

 – Я бы не сказал, что 90 маршрут - один из самых «любимых». Гораздо более «любимые» – это 37, 20 и особенно 122, если верить отзывам в соцсетях и комментариям на сайте мэрии. Маршрут 90 – это просто самый громкий маршрут в публичном плане. Можно сказать, что 90-й – символ воронежского коммерческого транспорта, – отмечает сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Маршрут 90А появился зимой 2000 года. Примерно в 2001 он «потерял» букву и стал просто 90. Сначала автобусы ходили от авторынка до Борового, но уже через пару лет маршрут продлили до поворота на Дубовку. В августе 2016 года 90-й продлили до нынешней конечной у городской больницы №11. Первоначально на линии работали автобусы ПАЗ-3205, но уже в 2001 году их стали менять на большие автобусы европейского производства. Во времена своего расцвета в 2006 - 2010 годах на маршруте работало 56 машин, а числилось чуть больше 60. Сегодня на линии работает около 30 автобусов.

 – Современная длина 90 маршрута – 64 километра. Это много даже для пригородного маршрута. Круг на 90 маршруте составляет 4 часа. Такой маршрут практически невозможно нормально администрировать и диспетчеризировать. В этой связи падает регулярность движения, увеличиваются интервалы. В новой сети 90-й маршрут будет выполнять свое основное предназначение - вывозить Сомово и Дубовку, а также часть Борового и Отрожки в центр. Это в целом положительное решение, особенно учитывая, что пассажиропотоки из Северного в Сомово стремятся к нулю, – отмечает Юрий Новиков.

https://vestivrn.ru/images/news/9943-11112019.jpg

Летом воронежцы ездили в 90-м на речку Усманку, а зимними вечерами в забитом автобусе знакомились от скуки или любви с первого взгляда. Автобус №90 был неизменным «обитателем» воронежских улиц. Его сокращение в некотором смысле станет символом грядущих перемен в транспортной сети Воронежа. «Вести Воронеж» вспомнили, за что горожане любили легендарный маршрут и чем он запомнился, прежде чем уйти в историю.

Экскурсии в автобусах

Впервые в Воронеже в общественном транспорте стали проводить экскурсии. Вероятно, 90 маршрут для проекта выбрали пилотным из-за очень длинной траектории движения. Поездка из Северного в Дубовку с «аудиогидом» действительно напоминает экскурсионный маршрут.

Голос из колонок не просто объявляет остановки, а ещё и рассказывает историю названия каждой из них. Если такой нет, то просто приводит любопытные факты. Например, можно услышать истории ближайших улиц, рассказы о знаменитых людях и прошлом страны:

«– Следующая остановка – 4 поликлиника. Знаете ли вы, что первые школы на Руси возникли в 11 веке при дворах князя Владимира в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде?».

Этот проект придумали преподаватели и студенты ВГУ. Будущие культурологи собрали информацию и подготовили тексты, а студенты журфака озвучили их. Идея отлично прижилась, и позже мини-экскурсии появились в автобусах других маршрутов – 5А и 64.

Бесплатный Wi-Fi

Бесплатный интернет заработал в пяти автобусах №90 1 сентября 2016 года. Сначала Wi-Fi запустили в тестовом режиме только в одном автобусе. Перевозчик изучал влияние бесплатного интернета на количество пассажиров. Воронежцы полностью поддержали идею, и интернет появился ещё в четырёх маршрутках. Автобусы с бесплатным доступом в сеть были обозначены табличкой Free Wi-Fi.

Но проект не оправдал ожидания. Из-за длинной протяжённости маршрута сигнал Wi-Fi часто сбивался. Интернет внезапно пропадал, когда автобус проезжал по железнодорожным переездам. Зоны непокрытия обнаружились в районе завода Тельмана и улицы Донбасской.

 – В итоге интернет вырубили полностью. Оператор не был доволен ни скоростью раздачи, ни воплощением проекта в целом, – сообщил корреспонденту «Вести Воронеж» председатель совета директоров ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских.

Передвижная библиотека

В 2015 году воронежские автобусы решили превратить в передвижные библиотеки. Проект «Культурный маршрут» придумал воронежский бизнесмен Сергей Рущенко. Суть идеи – разложить на сидениях воронежских автобусов старые книги, чтобы пассажиры смогли читать в пути и забрать понравившийся томик домой. Организаторы хотели сглаживать негатив в общественном транспорте с помощью книг и надеялись повлиять на общий культурный уровень горожан.

Пилотным маршрутом выбрали 90 – вновь из-за его протяжённости. В салоне автобуса хотели развесить картины, арт-объекты и цитаты из стихотворений.

Планировалось для начала обустроить пять культурных автобусов. Но что-то пошло не так, и 90-е как и другие маршрутки остались «безкнижными». Как позже говорили организаторы, проект провалился из-за отсутствия поддержки со стороны областного департаменты культуры. При этом среди горожан проект тоже мало кому понравился – его назвали непродуманным и нереалистичным.

Свадьба в 90-м

Однажды в 90-м сыграли свадьбу. Молодожёны Сергей и Кристина разместили 50 гостей в салоне автобуса. Там они ехали, ели, пили, пели и плясали. Особенно были довольны гости: им не пришлось садиться за руль собственных авто, а значит, можно было отметить праздник с размахом.

Автобус обмотали красными воздушными шарами в виде сердец, внутри салона накрыли стол из деревянных ящиков. Жених и невеста пили шампанское, высовывались из окна и махали воронежцам. Любимый автобус отвёз молодожёнов в загс, покатал по паркам и улицам, а в конце дня даже развёз некоторых гостей по домам. По словам жениха, аренда обошлась примерно в 10 тысяч рублей на весь день. Но случилась эта история ещё в 2015 году, тогда и проезд в маршрутках стоил 15 рублей. Сейчас повторить свадьбу на колёсах, вероятно, выйдет значительнее дороже.

Ещё по теме

Читайте также