Искусство готово к уничтожению. Как будка стала символом стрит-арта в Воронеже
Художники продолжают войну с коммунальщиками.
Борьба между уличными художниками и коммунальщиками, похоже, набирает обороты. Полем боя стала будка на улице Ворошилова. Там комбинат благоустройства уничтожил стрит-арт и граффити. Но победа была недолгой. На серых стенах уже появились новые изображения. Так что пока счёт 2:1 в пользу художников. Возможен ли мирный договор – разбиралась корреспондент «Вести Воронеж».
Вот так под слоями тёмно-серой краски исчезает творение воронежского художника Михаила Гудвина. Стрит-арт под названием «Новости» отправился туда же. Впрочем, глаз коммунальщиков будка радовала пару дней. И теперь здесь снова расцвет уличного искусства. Именно это, объясняют художники, и есть граффити – отметки, лишённые смысла. «Новости», считает их автор, были интереснее.
– Я считал каждый день, отмечал в календаре, но вот, к сожалению, она не дожила до месячной даты. Остался небольшой кусочек. Вот здесь можно разглядеть надпись новости, здесь головы людей, – показывает художник Михаил Добровольский.
Цвет неподходящий, работа неаккуратная – оценили творение коммунальщиков художники. Поэтому на злополучной будке теперь красуется новая раскраска-граффити – адресная.
– Специально сделано, чтобы это закрасили. Надеюсь, что это будет более грамотно сделано. Какой-то минимальный ресурс хотя бы потратить на то, чтобы благоустройство действительно было благоустройством, – поделилась мнением художница София Айкемова.
Авторы стрит-арта уверяют: они изначально готовы к тому, что их работы могут уничтожить. И просто надеются, что картинки «проживут» чуть дольше. Однако каждый раз, когда за кисти берутся коммунальщики, в среде художников поднимается волна возмущения.
Даже маленький лёгкий рисунок на вертикальной поверхности даётся довольно тяжело. А уж на большие полотна, говорят уличные художники, уходит по несколько часов. Именно поэтому свои произведения они и считают искусством. А вот у коммунальщиков работа попроще – краски, кисточка, и рисунок исчезает за несколько минут.
И это ярко-розовое пятно у Каменного моста – тому подтверждение. Стена становится серой буквально минут за пять. Сотрудники комбината благоустройства признаются, выезжать каждый день на борьбу с таким вот творчеством надоело.
В первую очередь, уверяют в мэрии, закрашивают, например, рекламу наркотиков и нецензурные надписи. А уже потом берутся и за неформальное искусство. Чиновники предложили вариант – решать, сохранить или убрать рисунок, должны сами воронежцы – путём голосования в соцсетях.
– Ну если это искусство, и люди считают это искусством, и людям это нравится, да, то почему бы их не сохранять. Если воронежцы голосуют за сохранение этого объекта, он сохраняется до того момента, пока не обветшает, не облезет, не станет неприглядным. Тогда художники либо его обновляют, содержат его, либо закрашивают, возвращая объект в первоначальный вид, – заявил руководитель пресс-службы мэрии Никита Чеботарёв.
Если же воронежцы проголосуют против, художникам придётся закрасить картину сразу после подведения итогов. Однако мастера искусств вкусу горожан довериться не готовы.
– Всё-таки было намного правильнее устанавливать каких-то людей, которые действительно в этом разбираются. Потому что такое народное голосование не совсем будет объективно, – считает София Айкемова.
– Какой-то экспертный совет, через представительство в сфере современного искусства и культуры Воронежа, в котором могут находиться разные деятели, – предложил вариант другой художник Ян Посадский.
Еще один вариант, говорят в мэрии – долгие согласования. Можно даже выделить художникам места, где можно будет рисовать спокойно. Надо лишь договориться. Но этого, видимо, если и случится, то нескоро – пока обе стороны ждут друг от друга шага навстречу.