«Уникальный самолёт». Что известно о крушении долгожданного воронежского Ил-112

На него возлагали большие надежды.

17847
Вести Воронеж Софья Квасова

Фото: Вести Воронеж

Военный самолёт Ил-112, собранный в Воронеже, рухнул в подмосковной Кубинке днём вторника, 17 августа. В результате погиб весь экипаж: лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров, герой России Николай Куимов и бортинженер Николай Хлудеев. Точная причина трагедии ещё неизвестна, однако некоторые эксперты склоняются к тому, что у самолёта была явная проблема с двигателями.

«Вести Воронеж» собрали всё, что известно об авиакатастрофе, а также вспомнили, как собирали ИЛ-112В и были ли трудности в период его испытаний.

Последние испытания

В начале августа самолёт совершил несколько тренировочных полётов над Воронежем. Это обычная процедура перед первым полётом на дальнее расстояние. С 7 по 10 августа горожане постоянно видели Ил-112В в небе.

Затем, 13 августа, борт прилетел в Московскую область для испытания перед демонстрацией на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021».

Крушение Ил-112

Крушение Ил-112В произошло в подмосковной Кубинке днём 17 августа. Авиакатастрофа случилась во время тренировочного полёта при заходе на посадку – примерно в 1,5-2 км от аэродрома.

Катастрофе предшествовало возгорание правого двигателя – это отчётливо видно на опубликованных в Сети кадрах рокового полёта. Военный транспортник начал крениться на правую сторону, в итоге перевернулся и рухнул в лесу. Момент падения очевидцы сняли на видео.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности по факту крушения самолёта.

Версии катастрофы

В качестве основных версий рассматривают техническую неисправность и ошибку пилотирования. Бывший конструктор «ИЛа» Николай Таликов увидел причину трагедии в плохих, по его мнению, двигателях. Об этом якобы знали давно, но молчали.

– Я ожидал. Я несколько лет ору, что двигатели плохие. Что они подведут в конечном итоге. Никто внимания на нашей славной фирме не обращает. Вот и дождались, – заявил Таликов.

По данным источника «Вести Воронеж», двигатель ТВ7-117СТ в конце июля-начале августа был установлен вместо другого аналогичного, к состоянию которого у авиастроителей ранее были нарекания. Якобы этот заменённый двигатель и загорелся, но эту информацию не подтверждают.

Обновлено: предварительной причиной крушения Ил-112В стало разрушение двигателя.

Экипаж самолёта

На борту разбившегося Ил-112 находились лётчик-испытатель и герой России Николай Куимов, лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев. Весь экипаж погиб.

Николай Куимов был хорошо знаком с воронежским самолётом. Он совершил на нём испытательный полёт в марте 2019 года и рассказал потом, что новая машина очень хороша в управлении и удобна в полёте.

Как пояснил «Вести Воронеж» собственный источник, шансов выжить у экипажа не было. Самолёт уже заходил на посадку, и высота была всего около 100 метров – смысла прыгать почти нет, парашют, вероятно, не успеет раскрыться. Если уже произошёл крен, прыгать некогда – надо по возможности удержать самолёт и набрать высоты.

Воронежский губернатор выразил соболезнования близким погибшего экипажа.

Претензии Минобороны

Испытания первого лётного образца Ил-112В на воронежском авиазаводе начались в конце декабря 2018 года. Позже Ил-112В не допустили до лётных испытаний из-за проблем с роторами двигателей, но ВАСО недостатки удалось устранить. Воронежский авиазавод объявил торги на перевооружение цехов под производство Ил-112. Общая стартовая сумма четырёх контрактов составила 910 млн рублей.

Фото: пресс-служба ОАК

Первый полёт воронежский Ил-112 совершил 30 марта 2019 года – за штурвалом тогда был Николай Куимов, который спустя два года и погиб в этом самолёте. Испытания продолжались около часа. Уже сразу после посадки лётчик отметил, насколько Ил-112В хорош в управлении и удобен в полёте. Однако позже оказалось, что транспортник не соответствует требованиям Минобороны и Минпромторга. Его отправили на доработку. Тогда вес летательного аппарата удалось снизить за счёт модификации оборудования и использования композиционных материалов.

Второй полёт

Второй полёт Ил-112, уже перепроектированный, совершил в Воронеже 30 марта 2021-го. Испытания прошли успешно, за штурвалом был тот же Куимов. Он отметил, что летательный аппарат в воздухе сидит плотно и основательно. Им удобно управлять. Самолёт передали на этап предварительных испытаний.

Перспективы самолёта

Ил-112 – уникальный транспортный военный самолёт. Это первый со времён Советского Союза летательный аппарат такого уровня, полностью разработанный России. Он предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до пяти тонн лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолёта.

Трудиться над ним начали ещё в 2014-м. Авиастроителям предстояло решить задачи по импортозамещению. Перспективы перед ними открыло Министерство обороны, которое заключило контракт с Авиационным комплексом имени Ильюшина на проведение работ по созданию лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. Два опытных образца решили строить на ВАСО.

Фото: пресс-служба Воронежского авиазавода

По планам, Ил-112 должен был заменить Ан-26, который превосходит по большинству параметров на 30-40%. В дальнейшем он мог составить конкуренцию лучшим мировым транспортным самолётам такого класса. Весной 2018 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о намерении ведомства купить более 100 самолётов Ил-112. Воронежский авиазавод получил 5,5 млрд рублей на выпуск новых летательных аппаратов, среди которых был и Ил.

В мае 2021-го президент страны сообщил, что испытания улучшенного воронежского военного транспортника Ил-112В завершаются. До конца 2021 года в войска запланировали поставить два таких самолёта.