Светофоры, остановки и канализация. Воронеж занял 2 место в рейтинге «умных» городов
Высокой оценке удивились даже в мэрии.
В Воронеже «поумнеют» ещё почти 200 остановок. Плюсом к тем почти 50, которые уже наделены интеллектом. Технологичнее должны стать все павильоны в центре города, а также на так называемых магистральных улицах. В том числе благодаря таким инновациям, похоже, Воронеж занял второе место в рейтинге Минстроя – по «уму» наш город обогнала только Москва. Как так получилось и что из «умного» в Воронеже до сих пор работает, разбирались «Вести Воронеж».
В часы пик, казалось бы, «поумневший» Московский проспект всё также стоит. Утром пробка в сторону центра, вечером – обратно. Про светофоры с интеллектом, которые должны были помочь регулировать потоки, кажется, все давно забыли.
– Я был уверен, что проект закрыт. Единственная улица, на которой датчики эти установили, – это Московский проспект. Успеха они не принесли. По внешним признакам они не работают. Хотя их наверняка включали. И в те моменты, когда их включали, они отразились на движении на Московском проспекте, в первую очередь тем, что вставали все примыкающие улицы, – рассказал активист Виталий Иванищев.
Светофоры «поумнели» в начале 2018-го. В Воронеж тогда прибыла целая японская делегация специалистов – они настраивали и первое время оценивали эффект от новых для города технологий. Лично посмотреть на них приезжал, например, замминистра ЖКХ.
– Это очень серьёзный успех. Кстати, японские партнёры всегда приводят в пример город Воронеж, причём даже на самых высоких трибунах. Здесь ставят амбициозные цели, амбициозные задачи, – говорил экс-замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.
Мэрия же собирались внедрять инновацию и на других крупных улицах. Но буквально за пару лет про амбиции городские власти, похоже, забыли. Или теперь им просто не до этого. По крайней мере, ответить, есть ли сейчас у светофоров на Московском проспекте интеллект, они так и не смогли.
А это ещё одна инновация родом из Японии – умный дом. Его возвели буквально за пару месяцев.
Проект не только для Воронежа, но и для страны в целом действительно интересный. Размещение каждой детали здесь просчитано до мелочей, и каждая имеет свой смысл и функционал – в том числе и поэтому дом умный. Но оценить всё это вживую могут разве что студенты опорного вуза.
– Минимум раз в неделю, раз в две недели в зависимости от специальности, направления подготовки этот умный дом у нас посещают студенты. Мы здесь изучаем параметры микроклимата, как они создаются, как работает инженерная система. Мы здесь очень много занятий проводим по энергоэффективности и энергосбережению, – рассказал доцент кафедры ЖКХ ВГТУ Роман Шепс.
Идею тоже хотели тиражировать – обещали даже построить целый «умный» посёлок. Но этот дом так и остался одиноким. То ли ковид повлиял – а именно на него ссылается застройщик, – то ли возводить такие оказалось просто невыгодно. Ведь дома без интеллекта тоже неплохо продаются.
Похожая ситуация, кстати, и с единственным «умным» участком канализационного коллектора – он прочнее и долговечнее аналогов.
Ставить такие трубы в водоканале пока не планируют, только в крайнем случае. Технология затратная и сложная в реализации.
А вот более простые проекты в городе постепенно становятся обыденностью. Например, умные остановки. Первая появилась в конце 2018 у Центрального рынка.
А вот эта остановка «поумнела» не так давно. Но пользы от неё уже немного. Телефон зарядить может и получится, а вот ждать автобус из-за погасшего экрана придётся по старинке – выглядывая на дорогу.
– Для предпринимателей это тоже выгодно, потому что срок действия договора на размещение НТО у него был увеличен по сравнению с предыдущими договорами с пяти до десяти лет. И, соответственно, цена размещения НТО тоже предусматривает снижение за счёт тех инвестиций, которые вкладывает предприниматель, – объяснил руководитель управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Воронежа Алексей Рыженин.
Помимо прочего, интеллекта этим остановкам добавляют камеры видеонаблюдения. Они либо должны хранить записи в течение пяти дней, либо быть подключены к системе «Безопасный город». Это ещё одна составляющая «умного» Воронежа. На дорогах, во дворах, в парках и скверах – всего в областном центре больше 4,5 тыс. камер.
– Гражданин звонит и говорит: у меня случилось такое-то происшествие. Мой дежурный смотрит, есть оно у нас, видеокамера установлена. Если она установлена, мы говорим: ваш номер такой-то, они регистрируются. Обратитесь в правоохранительные органы, и уже тогда, по заявке правоохранителей, мы выдаём на руки, – объяснил директор муниципального учреждения «Безопасный город» Владимир Колчин.
То есть записи из системы сейчас доступны лишь по запросу – например, от полицейских или адвокатов. Хотя их планировали сделать открытыми для всех. Пока не сложилось. Как и со многими другими инновациями. Впрочем, в мэрии неоднократно заявляли, что цифровые технологии – это лишь часть умного города.
– Считаю, что «умный город» не может быть построен без комфортной среды. Какие бы мы ни внедряли «умные» технологии, без решения простых, общечеловеческих задач мы не поумнеем. Это точно, – в 2018 году комментировал мэр Вадим Кстенин.
Если верить последнему исследованию Минстроя, в рейтинге умных городов Воронеж занимает второе место после Москвы. В мэрии такой высокой позиции удивились, но эксперты в сфере городской среды говорят, что воронежцам есть, за что себя похвалить.
– По всем таким общим показателям у нас очень неплохие сдвиги есть. Всё перешло на цифровую электронную форму обслуживания. Почти во все медицинские учреждения и даже в поликлиники у нас это внедрено. Система ЖКХ у нас очень хорошо в этом плане обслуживается, – считает доцент кафедры ЖКХ ВГТУ Татьяна Михайлова.
У многих коммунальных компаний появились собственные приложения и страницы в социальных сетях – обзавелись такими, например, в фонде капитального ремонта. Да и в целом власти стали чаще проводить голосования и публичные обсуждения онлайн.
Несмотря на то, что многие идеи сделать город умным оказались не очень удачными, воронежские власти явно не теряют надежды. Например, на днях объявили конкурс на разработку проекта интеллектуальной транспортной системы. Причём охватить она должна не только областной центр, но и ближайшие районы. Чиновники надеются, что она поможет улучшить общественный транспорт, и в пригородных автобусах будет ездить также комфортно, как сейчас в городских.