Итоги-2021. Взрыв автобуса в центре Воронежа, голодные гусеницы и подрывник-убийца
Корреспондент Евгения Соседко – о главных впечатлениях ушедшего года.
Ушедший 2021-й – уже история, и по традиции корреспонденты «Вести Воронеж» подводят итоги прошлого года. Евгения Соседко выбрала самые важные и запомнившиеся лично ей моменты и события, а также вспомнила участников своих сюжетов – далеко не всегда это были люди. Показанное в эфире, а кроме этого детали и эмоции, которые так и остались за кадром, уже традиционно превратились в репортёрские номинации года.
Природная катастрофа года
Бедствие, о котором молчали в соседнем Липецке, всплыло в биосферном заповеднике в начале 2021-го. Вместе с тысячами рыб – в Усманке произошёл замор её обитателей. От реки разило канализацией.
– Уже сейчас мы понимаем, что от границ Липецкой области до Воронежской области в реке не осталось ничего живого, – рассказывал директор Воронежского биосферного заповедника Анатолий Тарасов.
Концентрации загрязняющих веществ в воде оказались превышены вплоть до 60 раз. Отравили Усманку липецкий водоканал и местный агрохолдинг.
Он, кстати, делать это вообще не стеснялся. Про «помидорную» реку, уходящую от теплиц прямо в Усманку, знали все. Шумиха началась, дальше – уголовное дело, штрафы и даже взысканный ущерб. Но! До конца Усманка не очистилась до сих пор, а рыбы там стало вдвое меньше.
Персонаж года
Номинацию «персонаж года» получает «магазинный Зорро». От него – двоякое впечатление: 35-летнего Алексея (фамилию он не называет) уже запомнили в супер- и гипермаркетах Воронежа. За неполученные 20 копеек сдачи он однажды отсудил 5 тыс. рублей. Хамят продавцы, просрочка на полках – иск! Уверяет, это не способ заработать и не хобби. Делает всё для удобства, но не покупателей в общем, а лично себя.
– Я добился того, что в те магазины, куда я иногда хожу, я могу позволить себе ходить без лупы, быть невнимательным. За меня это сделает персонал магазина, что он априори и должен делать, – объяснял Алексей.
Страх года
Ехали в рейд по кострам, а попали в пекло. Страх года – это жар и подступающие полосы огня. Он движется со скоростью ветра – до 20 метров в секунду. Так весной горели дачи у Землянска.
Пожарные кричат: «Уходите!». Выезд исчез в дыму и огне, машину пришлось загонять на чей-то перекопанный огород. Спасибо, что такой там был. На этом, заросшем, пламя заполнило колодец и бушевало в доме – от него осталась лишь коробка. Уничтожен ещё один сарай. Разойтись огню дальше не дают пожарные, помогают и дачники. Поджигатель – их сосед – невозмутим. Василий Решетов настаивает: костров не разводил, лишь бросил окурок.
– Пожарных сразу вызывать не стал, я думал, успею затушить. Ну что теперь, повеситься мне? Надо было окурки в карман положить? – отвечал Василий Решетов.
Подарок года
Подарок года – персональный салют для воронежского ветерана. Он в 42-ом сбежал из дома на флот – Николаю Невзорову тогда было 14. Здесь, вооружившись берушами, вспоминает уже послевоенное артиллерийское прошлое. Снова командует батареей – и когда орудия ему отвечают, эмоций не сдержать.
– Приступайте! Три, три, три! Ох, молодцы, ну хорошо! Живой! – вжился в роль Николай Невзоров.
Герои года
Взрыв маршрутки прямо в центре Воронежа – это главный шок 2021-го. Даже на месте ЧП в реальность происходящего верилось с трудом.
Автобус фактически разорвало изнутри. Судя по тому, как были искорёжены крыша и бока, волна шла равномерно во все стороны. Мелких отверстий в корпусе не было. Фрагмент обшивки салона удалось найти фактически на противоположной стороне, метрах в 50 от места ЧП – и это один из самых мелких. Очевидцы говорили, сразу после взрыва всё вокруг накрыл металлический дождь. «Ковёр» из битого стекла начинался от перекрёстка Кольцовской и Плехановской.
Эпицентр взрыва, предполагают, был где-то в районе печки. Следствие идёт. В ходе недавнего эксперимента пассажиры того рейса в такой же маршрутке по минутам воссоздали кто и где был и что делал. Взрыв унёс две жизни, раненых было 24. Им на месте помогали водители, прохожие, жильцы соседнего дома, инкассаторы из банка. Они герои. С одним таким, Игорем Пахачевым, Евгения Соседко потом навестила пострадавших в больнице.
Появиться перед камерой решилась лишь одна пациентка. Именно о ней Игорь говорил на всю страну.
– Её зажало между сидений. Парень, если меня увидит, услышит – спасибо тебе, друже, огромное. Он помогал мне растянуть эти сидения, мы их просто порвали, достали девочку, – рассказывал Игорь Пахачев.
В тот миг ему казалось, что девочке лет 12. Миниатюрной Жене Булычёвой на самом деле 18. За кадром осталось то, что в тот автобус она села случайно – это не её маршрут. По телефону болтала с парнем, он в трубке услышал взрыв и бежал от цирка к месту ЧП. Эмоции такой встречи в палате сложно передать.
– Если бы не вы… то я там бы и осталась, возможно… Конечно, в первую очередь очень испугалась, что могут быть какие-то переломы, потому что слышала, что некоторые и вообще конечности потеряли. Слава Богу, что вы меня услышали, заметили и помогли мне выбраться из автобуса, – благодарила Евгения Булычёва.
Экипаж разбившегося в Подмосковье ИЛ-112В – это тоже герои года. На их последние минуты жутко смотреть.
Лётчики-испытатели Николай Куимов и Дмитрий Комаров, а также бортинженер Николай Хлудеев погибли, уводя военный транспортник от жилья. До последнего спасали и саму машину. Шансов выжить не было, считают эксперты. При таком крене самолета на прыжок с парашютом уже не осталось времени.
Антигерой года
Антигерой 2021-го – Виктор Мирской, подрывник-убийца. В селе Волчанское расстрелял семью из трёх человек, среди них и 5-летний мальчик. После напал на отдел полиции Лисках и пустился в бега. Спустя сутки, во время задержания, его ранили. Уже в больнице Мирской признался во всём. Официально мотивы этого сельского ниндзя неизвестны. Причиной такой жестокости, говорят, могла стать ссора из-за коровы. Дико и страшно, больше добавить нечего.
Необыкновенные животные года
Словно инопланетяне – с раскосыми, тёмными глазами. И шанс встретиться с ними, кажется, так же мал. Везде, но только не в парке Ломы. Тут искусственно создали колонию исчезающих крапчатых сусликов. Снять их, были опасения, окажется сложно – природа же. Выманивали семечками и морковкой, ловили каждое движение – первый час. Через два – на поляне, уже не стесняясь, пировало не меньше десятка сусликов. На спасение вида учёные-энтузиасты Инна и Сергей Сапельниковы много лет тратят силы и семейный бюджет.
– Жена мне дает пенсию свою – ну что, ну так мы решили на семейном совете. Парк Ломы тоже помогает посильно, насколько может. Мы надеемся, что это будет вот та резервная популяция, к какой мы всё время стремились, – рассказывал Сергей Сапельников.
Титул «обжора-2021» получает сосновый шелкопряд. Лес на юге региона, рядом с Донской Сахарой, превратил в декорации для съёмок хоррора.
Бор после нападения шелкопряда остался зелёным лишь на горизонте. По подсчётам лесников, шелкопряд «обрил» около 2 тыс. гектаров сосен. Истреблять вредителя готовятся с помощью авиации. Бурые сосны, уверяют, весной точно зазеленеют вновь.
Моментом репортёрского года внезапно для Евгении Соседко стал обыск. Снимали разных животных и много где, но ещё никогда на журналистах не стоял енот. Ощущения непередаваемые, но шанс лишиться кошелька, телефона, часов – велик. И если заберут, то вернуть обратно будет очень непросто. Но всё же рискните, заодно и колёса отбалансируете или резину поменяете. Обладатели этих загребущих лап – сотрудники шиномонтажа на проспекте Патриотов.
Ушедший год ещё раз доказал – нет ничего ценней здоровья и радостных эмоций. Сейчас их так часто скрывают маски. Как все мы жили без них? Загадывать бессмысленно, но всё же пусть тройная двойка 2022-го будет наудачу. Пандемия кончится, и в жизни останутся лишь карнавальные маски.