«Грех, но мошенничество ли?» Известный адвокат высказался о деле экс-зампрокурора Воронежа

Привлечение к ответственности адвоката Сергея Григорьева вызвало резонанс.

6379
Вести Воронеж Оксана Грибкова

Фото: Вести Воронеж

Вызвавшее резонанс уголовное дело бывшего заместителя прокурора Воронежа Сергея Григорьева, который после увольнения стал адвокатом, оказалось очень нетипичным для региона. И дело даже не в высоком чине, который подозреваемый в мошенничестве занимал в надзорном ведомстве.

Чем так отличается дело Григорьева и почему на самом деле мужчину не отправили в СИЗО, по просьбе «Вести Воронеж» известный адвокат Николай Алимкин. Он не представляет интересы Григорьева, лично с ним не знаком и опирается только на официальный релиз Следкома и публикации в СМИ.

Версия следствия

По данным СК, Сергей Григорьев обратился за выплатой в страховую компанию от имени женщины, дочь которой погибла в ДТП. В феврале 2020 года на расчётный счёт адвоката поступили 475 тыс. рублей. По условиям договора, 30% от суммы страховки полагались Григорьеву, остальные 330 тыс. рублей – клиентке.

По версии следствия, деньги до октября 2021 года адвокат женщине так и не перевёл, о чём она заявила в правоохранительные органы. В январе 2022 года Григорьева задержали. Он воспользовался правом не давать показания. Следствие обратилось в суд с ходатайством об аресте. Однако Григорьеву избрали меру пресечения в виде запрета определённых действий.

Что необычного в деле

– Большинство прежних дел воронежских адвокатов появлялись из ситуаций, когда защитники обещали «решить вопросы» в следственных органах, в прокуратуре, в суде, – пояснил Николай Алимкин. – Как следует из фабул предъявленных обвинений, полномочия у защитников для этого отсутствовали. Уж так это или не так, решать не нам. Во всех случаях для выполнения невыполнимого клиенты передавали адвокатам свои денежные средства.

Доверители соглашались на предложения, веря в личные знакомства, неформальные отношения адвоката с силовиками. Но, понимая, что адвокат не может исполнить взятые на себя обязательства, заявляли о преступлении. Так описывает обычную схему обмана Алимкин.

– Судя по версии следствия, дело Григорьева сильно отличается от предыдущих дел воронежских адвокатов. Вправе ли был Григорьев оказывать правовую помощь при получении страхового возмещения? Безусловно, в точном соответствии с законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Получал ли представитель от доверительницы какие-либо денежные средства, которые похитил? Судя по официальному релизу – нет, – отмечает Николай Алимкин. – Речь в договоре, в изложении следкома, идёт о гонораре успеха. Мне скажут, что адвокат не отдал доверителю деньги, полученные им от страховой компании. Если это так, конечно, это совсем не хорошо. Это, по моему мнению, грех. Но есть ли в данных действиях признаки преступления? Может и есть, но, очевидно, не признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Женщина в руках этих денег не держала, чтобы потом их доверить кому-то другому. Есть большая разница между «взять чужое» и «не отдать чужое», ставшее почти своим. Это нюанс, имеющий существенное юридическое значение.

Отдельно Николай Алимкин обратил внимание на обсуждение решения суда, который отказался поместить в СИЗО Сергей Григорьева.

– СМИ высказывают разочарование действиями суда, не арестовавшего адвоката. Выдвигаются версии, что суд попал под влияние его прежних и нынешних друзей, родни или, как намекают сторонники криминального мистицизма, потусторонних сил в образе барышень в формах или мантиях. Может, уместнее предположить, что суд при принятии решения руководствовался доводами похожими на те, что озвучиваю я?

Чем известен Григорьев

Помимо высокого прокурорского статуса в прошлом, Сергей Григорьев известен участием в нескольких громких уголовных делах. После его защиты присяжные вынесли оправдательный вердикт Андрею Калинину по делу о сожжении человека. После этого Калинина оправдывали ещё две коллегии «судей с улицы».

Кроме того, Сергей Григорьев защищал по скандальному делу адвоката с зелёным блокнотом Марию Григорашенко. По иронии судьбы, именно с неё началась серия громких задержаний и арестов воронежских адвокатов. Тогда, кстати, в срочную отставку ушли председатель Воронежского облсуда и его заместитель.

Конец процесса над Григорашенко привел к отставке прокурора Андрея Авдеева, а её показания стали основанием для возбуждения дела о крупной взятке против сотрудника надзорного ведомства. К слову, Авдеев и Григорьев работали в прокуратуре города в одно и то же время.