Запуск речного трамвая в Воронеже оценили в 20 млрд рублей
Смысла в таком транспорте мало, считают общественники.
Запуск речного трамвая в Воронеже оценили в 20 млрд рублей. Бюджет города на 2022 год не сильно больше – 27 млрд, и это на школы, дороги, благоустройство парков и зарплаты бюджетников.
Если объединить все задумки, схема получается такая. На Машмете или в Отрожке воронежца ждет речной трамвай. На нём пассажир добирается, скажем, до Адмиралтейской площади – уж там-то наверняка появится причал. Оттуда – наверх по канатной дороге, которую придумали в городской думе, прямиком до Советской площади. Потом – пешком до проспекта Революции, а там горожанин сядет в метробус, о котором мечтают в мэрии, и поедет дальше, хоть до аэропорта. Но в отличие от властей, эксперты в речные трамваи не верят.
– С точки зрения общественного транспорта, я речной трамвай совсем не вижу, у нас нет точек притяжения на берегу. Ну какой можно сделать маршрут? Например, из Отрожки или из Масловки в Дельфин или в Алые паруса? Проще проехать по Ленинскому проспекту. На правом берегу у нас точек притяжения вообще нет. Сейчас на этом речном трамвае некуда ездить. Речной общественной транспорт должен быть интегрирован с наземным, должны быть транспортно-пересадочные узлы, автобусные маршруты, которые будут подъезжать. Это же гигантские вложения в инфраструктуру. Я бы сказал, что это отличная идея, давайте развивать, если бы все городские проблемы с транспортом были решены, но у нас в бюджете на 2022 год на инфраструктуру городского транспорта предусмотрено ноль рублей. Говорить о речном общественном транспорте, когда не решены проблемы общественного транспорта в целом – это какая-то глупость.
Справедливости ради, речной трамвай в городах, стоящих на берегах рек или водохранилищ, – совсем не редкость. Они есть, например, в Нижнем Новгороде, Самаре и Санкт-Петербурге.
В Москве к 2024 году появится 21 новое судно и 23 причала. Они будут с комфортными залами для пассажиров и станциями зарядки для речных судов. Сами трамваи при этом будут похожи не на катера, а на футуристические «ракеты».
Воронежские власти отдают предпочтение классике, проверенной временем: в новый городской речной флот планируют призвать его ветерана – «Москву-16». Власти считают, что теплоход, построенный в 1973 году, вполне может решить транспортную проблему и полвека спустя. Пригодится в таком случае и «Гото Предестинация». Почему бы копии первого русского корабля не стать флагманом воронежского речного флота? По крайней мере, его туристической части. Такие планы у властей тоже есть.
С борта туристического водного трамвайчика можно будет полюбоваться трубами ВОГРЭСа, взглянуть издалека на очистные сооружения и вдохнуть запах гниющих водорослей.
Вообще речной вокзал в Воронеже уже был, рядом с Чернавским мостом, но речной транспорт тогда был не городским, а междугородним, катера возили пассажиров, например, в Лиски или Острогожск. Речные трамваи заменяли автобусы и компенсировали нехватку дорог. В 60-е в регионе стали активно строить магистрали, необходимость в водном транспорте исчезла, и речной вокзал разобрали.
В активе речного флота к 80-м остались всего три катера, они к тому времени только возили отдыхающих. Горожанка Ирина Лысикова в детстве успела покататься на всех воронежских теплоходах. Говорит, это было одно из любимейших развлечений горожан.
– По выходным очень много людей собиралось, был полностью заполнен катер, все три судна ходили по акватории нашего водохранилища. Это был экскурсионный маршрут, рассказывали о том, мимо чего проплывали и что видели. Интересно было. Мне счастье выпало покататься на всех, какие у нас были. Конец 80-х – стало меньше народу. Постепенно всё пришло в упадок. Сейчас одно судно стоит на причале и то с трудом набирает людей, – рассказала Ирина Лысикова.
И это действительно так. «Москва-16», которая вмещает 130 человек, не всегда набирает и 20, так что приходится пропускать рейсы. А последние дни прошлого навигационного сезона теплоход вообще простоял – туристов не было.
Впрочем, главная задача речных трамваев – упростить будни воронежцев. А это действительно нужно. Утром воронежцы штурмуют автобусы на окраинах, чтобы приехать в центр, вечером сметают всё на своем пути в обратном направлении. Это если вообще дождешься маршрутку. Ежедневно на улицы города выходят менее 1000 автобусов, а более двухсот в это время простаивают в депо – на них некому работать. Летом ситуация гораздо хуже – дефицит составляет до трети водителей.