Стоимость проезда вырастет, а качество? Как изменятся в Воронеже пассажирские перевозки

Перевозчики настаивают на введении брутто-контрактов, а власти к этому не готовы.

2759
Вести Воронеж Анна Авдеева

Cтоимость проезда в общественном транспорте Воронежа, похоже, всё-таки вырастет. Хоть в областном правительстве и говорили, что аргументов для этого у перевозчиков не хватает. Тариф не менялся уже больше двух лет, а вот топливо и обслуживание автобусов стали гораздо дороже. И часть транспортных компаний решили с этого рынка уйти, не только в Воронеже, но и в области. Спасет ли ситуацию повышение стоимости проезда и кто все-таки будет возить жителей региона, выясняли корреспонденты «Вести Воронеж».

Они ушли, и вернуться не обещали. Три перевозчика в Воронеже в один момент расторгли контракты с мэрией и перестали обслуживать сразу пять маршрутов. Без взаимных уговоров и условий, оставив пассажиров без альтернативы. На непопулярные, так называемые социальные направления – в Дальние сады и Подклетное – город с 12 июля пустит свои автобусы, оставшиеся три скорректируют и выставят на торги.

– Единственное, мы пошли навстречу: расторжение по соглашению сторон, потому что обслуживаются ещё и другие направления этими перевозчиками. И в случае расторжения контракта в одностороннем порядке мы должны были бы направить документы о включении перевозчика в реестр недобросовестных подрядчиков, и это привело бы к остановке и других маршрутов, а своими силами мы пока не можем, к сожалению, перекрыть все потребности, – рассказал заместитель руководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

Не перекрыли потребности и в Семилуках, где также в один день на линию не вышли автобусы, обслуживающие половину маршрутов. Перевозчик, кстати, предупреждал, что за 17 рублей возить не сможет, но власти заблаговременно ничего не сделали, и только сейчас объявили конкурс. Но цену теперь будут предлагать уже транспортные компании.

–Конечно, неудобно. Хорошо, я не работаю, пенсионерка, а кто работает – на работу как добираться? Очень плохо без маршруток, – пожаловалась жительница Семилук.

Почти одновременно вскрылись проблемы в Павловске и в Таловой. А ещё, по словам перевозчиков, в Верхней Хаве, Калаче и Новохопёрске. Везде сокращают количество рейсов между райцентрами и сёлами, а также в Воронеж из-за нехватки денег. В Таловой, например, из 29 автобусов осталось 13. А на них – всего девять водителей. Пассажиропоток, говорят, после пандемии так и не восстановился, к тому же есть серьёзные конкуренты – частники.

– Падают доходы, растут убытки, нет средств на развитие предприятия, на приобретение техники, оборудования. Предприятие не развивается. Только существует. Надеемся на улучшение. Вот переход сейчас на контрактную систему, возможно, будет, по контракту больше платежи, появятся деньги, будем увеличивать зарплату водителям, в первую очередь, и так далее, – говорит руководитель «Таловского АТП» Василий Ляхов.

Почему дошло до такого и как ситуацию будут исправлять, в региональном департаменте транспорта, нам рассказать не захотели.

И в Воронеже, и районах общая проблема – дефицит водителей. В областном центре к низким зарплатам и постоянным гонкам за рублём, теперь добавились ещё и массовые штрафы. Например, за пересечение сплошной, когда автобус покидает выделенную полосу, пытаясь объехать припаркованный на ней транспорт. За день так можно потерять всю выручку.

– Самый дефицитный ресурс – это водители. Воители активно уходят, и это всё-таки связано с тем, что когда ты можешь заработать, используя то же самое умение совершенно другие деньги, то никто из чистого патриотизма держаться за свою баранку не будет, – уверен сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Есть даже опасения, что к осени, когда пассажиропоток восстановится, воронежский транспорт просто, что называется, не вывезет. Как будто предупреждая коллапс, мэр Вадим Кстенин торопит выход на линию 63 новых автобусов большого класса с кондиционерами. И анонсирует повышение тарифа.  

– Для того, чтобы продолжилось обновление пассажирского транспорта, тариф в любом случае будет подниматься. Сегодня мы преодолели последствия ковида, теперь рассматриваем вопрос, как поддержать перевозчиков, потому что состояние этой отрасли в Воронеже, к сожалению, не особо хорошее, – объяснил он необходимость роста стоимости проезда.

Сколько в итоге будем платить за проезд, пока неизвестно. При этом, хватит ли этих денег для развития – вопрос, но, возможно, новый тариф позволит частным перевозчикам окончательно не обанкротиться и больше не продавать свои автобусы, чтобы закрыть долги. Общественники считают, что с повышением расценок воронежцам нужны и гарантии.

– Население уже достаточно давно не удовлетворено качеством услуг, и они справедливо считают, что платить большие деньги за услугу, качество которой еще и день ото дня падает – это несправедливо для потребителя, и они правы. Поэтому просто так взять и за то же самое поднять тариф в полтора раза – мы уже проходили, мы неоднократно это делали, и каждый раз это оканчивалось ничем, – говорит Юрий Новиков.

Выход игрокам рынка видится, как всегда, один – брутто-контракты, это когда плата за проезд идёт мэрии, а она распределяет деньги между транспортными компаниями по количеству пройденных километров.

– Если будут стоять условия перед перевозчиками по выполнению графиков движения, интервалы, работа в вечернее время, соблюдение правил дорожного движения и другие критерии – это покажет нам совершенствование системы пассажирских перевозок и все жалобы со стороны жителей будут удовлетворены, – считает председатель совета директоров компании-перевозчика Дмитрий Крутских.

Согласны с этим и эксперты. Есть одно но: при введении брутто-контрактов перевозчикам, скорее всего, придётся доплачивать из городского бюджета. Речь о десятках, если не сотнях миллионов. Так что когда в Воронеж придет эта система и придет ли – непонятно. А значит, пока будем ездить, как и раньше. Только, видимо, дороже.