Новый приказ ФСБ о военной деятельности РФ. Как воронежцам лучше вести себя в Сети
В список попали сведения о мобилизации и обстановке в войсках.
Фото: Pxhere
С 1 декабря в России вступил в силу приказ ФСБ о сведениях о военной деятельности страны. Например, к ним относятся данные о мобилизации, нуждах войск и морально-психологическом климате в частях.
Повлияет ли приказ ФСБ на поведение воронежцев в соцсетях и что не стоит писать в интернете о мобилизованных родственниках, редакции «Вести Воронеж» рассказала медиаюрист Светлана Кузеванова.
Почему появился приказ ФСБ?
Он не работает сам по себе и не создан для того, чтобы наказывать за сбор сведений в области военной деятельности страны. Он нужен для исполнения нового закона об иноагентах.
До 1 декабря было четыре категории иноагентов:
- некоммерческие организации,
- общественные объединения,
- физические лица,
- иностранные СМИ.
С 1 декабря же всех иноагентов объединили в общий реестр. Иностранным агентом может быть признан тот, на кого оказывается иностранное влияние и тот, кто осуществляет определённую деятельность (например, это политическая деятельность, целенаправленный сбор данных о военной деятельности России или распространение информации на неопределённый круг лиц).
Приказ ФСБ детализирует, какая именно собираемая информация в совокупности с иностранным влиянием может стать основанием для признания лица иностранным агентом.
Что вошло в приказ ФСБ
Это самая разнообразная информация о военной деятельности РФ, включая:
- сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической и оперативной обстановки;
- сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- сведения о мобилизации, боевой и мобилизационной подготовке войск, воинских формирований и органов;
- сведения о дислокации, численности и наименовании воинских частей, о маршрутах передвижения, вооружении и финансовом обеспечении ВС РФ;
- сведения о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках, воинских формированиях и органах;
- персональные данные военнослужащих, сотрудников Минобороны и членов их семей.
Всего же в перечне 60 пунктов.
Могут ли меня признать иноагентом?
В теории, иностранным агентом могут признать многих. По словам медиаюриста, за иностранное влияние можно счесть и иностранное финансирование, и поездки в командировку, и общение с зарубежными СМИ. Собирать и распространять сведения тоже может любой.
– При этом мы понимаем, что объективно людей массово не включат в реестр. Закон создан не для «человека с завода» и не для «бабушки Маши», а для тех, кто публичен или известен, кто формирует общественное мнение, – рассказала Светлана Кузеванова.
Каковы риски стать иноагентом за пост в соцсети?
Для признания человека иноагентом он должен передавать сведения иностранным источникам «против интересов РФ». Это обязательный критерий. В теории, публикацию в интернете можно к этому отнести, ведь пост или комментарий доступен из любой точки мира. Однако юристы считают, что закон не будут применять так широко. Вероятность обычного человека стать иноагентом после того, как он высказался в соцсетях, мала.
Могу ли я организовать сбор помощи мобилизованым в соцсетях, сообщив о нехватке еды или вещей в части?
Риски попасть в иноагентский список из-за сбора гуманитарной помощи ничтожны, считает Светлана Кузеванова.
– Даже если формально по закону это возможно, то избирательность применения нормы и имеющаяся практика позволяют понять, что подобного рода информацию власти не считают вредной или запрещённой, – отметила медиаюрист.
Однако распространение данных о спецоперации или мобилизации в интернете в случае, если вы получаете какое-либо иностранное финансирование, – это риск стать иноагентом. То же и в случае, если вы собираете данные от мобилизованного родственника, передаёте их иностранному источнику и находитесь под иностранным влиянием.
Какие ещё риски распространения сведений о спецоперации есть?
Разглашение сведений о военной деятельности, мобилизованных и нуждах частей могут стать основанием для дел о дискредитации ВС РФ и фейках.
– Если человек пишет в соцсетях о том, что якобы «войска потерпели поражение, 300 мобилизованных кинули на первую линию фронта и 80% из них погибли», то человек рискует попасть под статью о фейках. Даже если эту информацию человек получил от того, кому он доверяет. Мобилизованный родственник не сможет выступить в суде в качестве свидетеля, подтвердив, что в войсках сложилась та или иная ситуация, – добавила Светлана Кузеванова.
Ранее «Вести Воронеж» опубликовали гайд из-за изменений в законодательстве о фейках и дискредитации ВС РФ. Что нельзя писать в соцсетях и какие последствия будут у нарушения закона, читайте в материале.