Машины скорого будущего? Когда воронежцы пересядут на электрокары

В регионе в три раза за три года увеличат число зарядных станций для электромобилей.

В 2023 году в Воронежской области установят 20 станций быстрой зарядки для электромобилей, а к 2026 году их в регионе будет 95. Производители такого оборудования считают, что уже через два-три года электромобиль станет на наших дорогах таким же привычным, как и машины с двигателем внутреннего сгорания. Но действительно в ближайшие годы мы пересядем на «электрички», как называют свои электрокары владельцы?

В 2022 году правительство страны включило Воронежскую область в число пилотных регионов по созданию инфраструктуры для электротранспорта. Станции на первом этапе установили на трассе «Дон», чтобы на электрокаре можно было свободно доехать из Москвы до Сочи. И это уже возможно, говорят эксперты.

Сейчас в регионе 30 станций зарядки для электромобилей. Из них быстрых – только четыре, две в прошлом году установили в Новоусманском районе, по одной в Павловском и Верхнемамонском. Электрокар может преодолеть без подзарядки от 350 до 400 километров, так что Воронежскую область пересечь способен вполне. Но – только по трассе «Дон». В этом году станции зарядки установят и на других магистралях.

– Эти электрические заправочные станции будут реализовываться не только по федеральным трассам, которые проходят через нашу область, у нас их три: это 298, М4 и тамбовская, 193. Также станции будут устанавливаться и в городе, и в районных центрах. Смысл здесь в чем – сначала развиваем инфраструктуру, и впоследствии это подтолкнет людей к приобретению электромобиля. Ну вы же не купите электромобиль, пока вы  поймете, где вы его будете заряжать? – рассказал начальник отдела транспортной инфраструктуры и логистики департамента промышленности и транспорта Воронежской области Максим Филатов

Судя по цифрам, эта стратегия действует. В 2018 году в Воронежской области было всего два электромобиля, электрокар был дорогой игрушкой и выехать на нём за пределы города представлялось авантюрой. А вот в конце 2022 года число таких машин выросло в регионе до 518 – то есть в 250 раз за пять лет.

В последний год на станции быстрой зарядки – взрывной спрос, рассказал представитель компании-производителя. Устанавливают их не только в рамках федеральной программы, но и частники. По словам Александра Нечаева, бизнес стремится занять этот большой и пока пустой рынок, потому что он станет прибыльным уже в ближайшие годы.

Интересы предпринимателей понятны, но зачем автомобилисту пересаживаться на электрокар?

– Экологические моменты – само собой, они стоят в приоритете. Вообще эксплуатация электромобиля, как показывает практика, на 30% дешевле, чем у машины на двигателе внутреннего сгорания. Масло менять не надо. Тормозные колодки практически менять не надо, фильтров тоже нет никаких – отсюда складывается экономия. Но чтобы появилась окупаемость для владельца, электромобиль должен стоит 2-3 млн, не больше, – рассказал руководитель направления ЭЗС производственной компании Александр Нечаев.

Электрические машины, которые сейчас производят в России обойдутся примерно в 3,5 млн рублей. Но лучше, говорят эксперты, пока смотреть на импортные с ценой от 6 млн. Их аккумуляторы лучше переносят русскую зиму. Но такие не по карману большинству воронежцев.

А вот те, что дешевле – разряжаются на морозе. И даже у новой батареи заряд, а значит, и запас хода, падает на треть. По мнению сопредседателя регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, спрос на электрокары будет расти вместе с развитием технологий, и батареи постепенно станут дешевле и долговечнее. Но всё же, уверен эксперт, в ближайшие десять лет господствовать на дорогах будут привычные нам машины на бензине и газе.