< >

В Театре оперы и балета опять премьера

Вести Воронеж 1635
В Театре оперы и балета опять премьера

В Воронеже опять премьера. Для Театра оперы и балета это событие стало традицией. Не так давно в репертуар вошли питерская постановка бессмертного произведения Чайковского "Лебединое озеро" и оперетта Стрельникова "Холопка". Теперь любители искусства смогут насладиться балетом на музыку Сергея Прокофьева "Каменный цветок". Весь музыкальный и театральный мир в этом году отмечает 50 лет со дня смерти композитора. Одним из первых он принес на балетную сцену правду человеческих чувств.

Идея восстановления спектакля возникла неслучайно: с одной стороны, год памяти Сергея Прокофьева, а с другой - желание возродить русский национальный репертуар. Для воплощения этого замысла было приложено немало усилий. У спектакля нет спонсоров, он в основном сделан силами театра. Надо было не только подготовить артистов, но и во что-то их одеть. Ткани были выбраны, может, и не самые дорогие: шифон, арганза, кристаллон, но работа была очень кропотливой.

Всего около 50-ти костюмов, но самый сложный - цыганки. Уж очень много юбок и обрабатывать все пришлось вручную. Ведь на всех модельеров и портных всего один оверлок. Но проблема была не только в этом. Довольно низкое техническое оснащение театра, устаревшая аппаратура, доисторические светильники, которыми надо было создавать праздничную, озорную обстановку. Хотя свет в какой-то степени дает гарантию успеха спектакля. А тут еще пол новый. Большинство современных театров и в первую очередь западные, отдают предпочтение линолеуму, он уменьшает трение. Для этого спектакля было выбрано не совсем удобное тряпочное покрытие, да еще со швами, что создало определенные проблемы для танцовщиков. Зато сценография очень необычная. Девять задников, суперзанавес из тюля, аппликации из разных фактур ткани, металлики, атласа. Самой лучшей фактурой оказалась военная маскировочная сетка для создания иллюзии покрытия камней мхом.

Юрий Лактионов, художник-постановщик: "Много-много было интересных вещей для художника. Работа сложная, ответственная. Оценку в конечном итоге даст зритель. Мы со своей стороны старались делать все возможное, чтобы был спектакль красивый, праздничный. И порадовал наших дорогих воронежских зрителей".

Балетмейстера-постановщика Юрия Мартыновича привлекла тема лирико-романтических сказок Бажова, яркие, колоритные образы. Он не стремился их иллюстрировать, а старался сделать спектакль о творце, о художнике, его окружении. Здесь переплетаются реалистические и фантастические сцены слияния с природой.

Юрий Мартынович, балетмейстер-постановщик: "Отношение к творчеству, отношение к тому произведению, которое создает творческий человек. Это постоянная неудовлетворенность им, это стремление к совершенству".

Набиля Валитова, художественный руководитель балета: "У постановщика исполнители должны быть его соавторами, тогда он отталкивается от их возможностей. Здесь постановщик не хотел. Он, что задумал, то, чтобы и исполнялось".

"Каменный цветок" уже был в репертуаре театра в 60-е годы и одну из ведущих партий исполняла народная артистка России Набиля Валитова, а теперь в спектакле танцуют ее ученицы: Екатерина Любых - Хозяйка Медной горы и Татьяна Фролова - Катерина.

Татьяна Фролова, народная артистка России: "Это образ русской женщины, любящей, идущей на все жертвы ради любимого, нежной, доброй. Хотелось бы все грани показать - русскую душу, русскую женщину".

Для Татьяны Александровны "Каменный цветок" - это праздник. Хотя за этим стоит такой адский труд, что балерина стаптывает пару пуантов, премьера вносит разнообразие в постоянной рутинной работе и дает стимул для творчества. А здесь есть где развернуться. Это волшебная сказка, в которой открываются непостижимые тайны природы, торжество живой человеческой любви над каменной красотой. И даже в самом создании произведения Прокофьевым присутствует мистика.

Эмилия Шумилова, профессор кафедры хореографии Академии Славянской Культуры: "5 марта он передал в Большой театр ноты дуэта Катерины и Данилы и в этот же день он умер 5 марта 53 года в день смерти Сталина. Поэтому как-то замолчали это событие. А это было событие. Великий русский композитор ушел, великий для всего мира. И так будет продолжаться всегда. Во всех театрах мира идут спектакли и звучит музыка Прокофьева".

Специально на премьеру в Воронеж приехал Игорь Махаев, директор Российского Культурного Благотворительного Фонда "Дом Дягилева", чтобы наградить дирижера Юрия Анисичкина медалью имени Дягилева и воронежскую труппу дипломом и медалью Юрия Григоровича. Таким образом было решено отметить вклад русских танцовщиков в дело исполнения мирового балетного репертуара. Игорь Иванович недавно был в Америке. Там он решил посмотреть в Нью-Йорк-сити-балет спектакли Баланчина. И когда увидел балерин, сразу смог отличить русских от американок.

Игорь Махаев, директор Российского Культурного Благотворительного Фонда "Дом Дягилева": "Вот стоят русские балерины, вот американки. Чистая механика. Да, они держат линию. Но у них ничего нет. Они просто выучены вот так держать руки. Нет посыла. "Душой исполненный полет", помните у Пушкина, вот этого у них нет".

Читайте также