< >

Холода в Морозовке проводят с теплом

Вести Воронеж 1240
Холода в Морозовке проводят с теплом

Затянувшиеся морозы продолжают испытывать на прочность провода электропередачи, трубы водопроводов и батареи центрального отопления. В городе коммунальные службы имеют возможность действовать оперативно, а селянам в экстремальных условиях помогают выжить традиции, проверенные веками. Нет ничего надежнее, чем старая добрая печь. Даже в селе с актуальным названием Морозовка эти дни люди проводят с теплом.

На карте Воронежской области обозначено целых пять Морозовок. Но это Подгоренское село вполне оправдывает своё название. Здесь, в самой высокой точке района, даже летом прохладнее, чем у соседей, а зимой иней держится на ветках неделями.

В сорокаградусные холода даже привыкшие ко всему жители Морозовки стараются лишний раз не выходить на улицу. Благо, зимой работы не много: воды из колодца достать, скотину покормить, да охапку-другую дров принести. Рубить и колоть их уже поздно.

Иван Диденко, житель Морозовки: "Дрова надо летом готовить, с осени, чтобы они выдержались, посохли, сухие были. Тогда и тепло будет".

Тепловой агрегат в доме Диденко занимает центральное место и значительную площадь. В основном пользуются голландкой, по-местному группкой, с отопительным щитком, плитой и духовкой. Экономичнее, да и уголька можно всегда подбросить. Русскую печь топят, что называется, по праздникам, чтобы приготовить знаменитые деликатесы.

Любовь Диденко: "В печке хлеб вкусней, пахнет лучше, растёт выше".

Иван Диденко: "В кувшин наливают молока и ставят, и оно получается красное, наваристое, и плёночкой застывает".

Коэффициент полезного действия русской печки чуть больше чем у камина - почти всё тепло уходит в трубу. Зато если уж нагреются полторы тысячи кирпичей - долго не остынут. Раньше печь и пекла, и варила, сушила и лечила. Детвора под её сводом даже купалась. Да и теперь хозяин иногда взбирается на лежанку. Или повыше, в нишу с мудрёным названием, происхождение которого уже позабылось.

Иван Диденко: "В ней есть чиринь. Так вот, на чиринь раньше ложилась детвора, старики грелись".

Из сотни морозовских дворов жизнь поддерживается лишь в сорока, да и то в основном пенсионерами. Но даже если сюда подведут газопровод, семья Диденко решила с русской печью не расставаться. Ведь их осталось всего три на всё село.

Читайте также