< >

​«Необдуманное» благоустройство территории Костёнок может подвести под уголовную статью

Вести Воронеж 5195

Следственный комитет проверит работу должностных лиц, ответственных за охрану объектов культурного наследия музея-заповедника «Костёнки». Соответствующие материалы из Управления ФСБ уже переданы следователям.

Причиной стали новые опоры ЛЭП в селе Борщёво. Земля, на которой их установили, оказалась достопримечательным местом регионального значения под охраной государства. Но, как выяснилось – это далеко не единственное нарушение в Костёнках.

Этот небольшой водоём с пляжем сотрудники заповедника «Костёнки» обнаружили уже после того, как здесь поработал экскаватор. Старый ручей при помощи дамбы хозяин участка превратил в пруд. Лишний грунт свалил на берегах. В этом строительном мусоре могут быть настоящие археологические сокровища, уверены учёные. Всего в сотне метров отсюда – известная на весь мир стоянка древнего человека «Костёнки 11».

Александр Пустовалов, заведующий отделом охраны памятников музея-заповедника «Костёнки»:

«В данном месте, где мы сейчас с вами находимся, режимы прописаны достаточно жёстко. В частности, запрещено изменение русла ручья, запрещена подсыпка грунта, запрещена выемка грунта. В общем, работы по обустройству этого пруда – это одни сплошные нарушения. По архивным данным, мы знаем, что примерно в этом месте находилась водяная мельница. Которая никогда и никак не исследовалась. Возможно, своими работами человек повредил остатки такого интересного памятника».

С января нынешнего года заповедник «Костёнки» получил статус региональной достопримечательности. Для местных это значит, что любые строительные инициативы теперь должны быть одобрены официально. В зонах строгого регламента даже выкопать яму глубже 30-ти сантиметров уже грозит уголовной статьёй. Правда, оказалось, что далеко не все жители Костёнок в курсе.

Светлана Лунёва, жительница села Костёнки:

«Мы огород сажаем и всё. Мы тут живём год и какие-то глобальные работы не проводим. Чтобы что-то нарушать, собирать документы. Мы вообще в первый раз об этом слышим».

Уличком Владимир Помазков уверяет, у него на улице о правилах жизни в заповеднике знают все. Лично извещает подопечных об ограничениях и запретах. Однако оформлять разрешения на земельные работы всё равно никто не спешит – бумажная волокита занимает время и стоит денег. Даже для коммунальщиков новый статус Костёнок стал проблемой.

Владимир Помазков, уличком:

«Газовики перешли на подземку. Они кладут полипропиленовые трубы. У нас ещё не все территории газифицированы. Я думаю, что для этого места было бы целесообразно применить старый способ воздушных коммуникаций газовых».

Пока газовики решают, как тянуть свои коммуникации через уникальные памятники, у других поставщиков ресурсов, похоже, по этому поводу сомнений не возникло.

Вот это территория Большого борщёвского городища. Под ногами крепость, ровесница Киевской Руси, где на протяжении нескольких веков ранние славяне скрывались от набегов Хазарского каганата. В последний раз раскопки здесь были ещё в советский период. Музей-заповедник осознанно сохраняет эту территорию нетронутым памятником археологии. Так и было, пока здесь не появились вот эти опоры ЛЭП.

Столбы врыли прямо в основание древней крепости. Из музея-заповедника поспешили сообщить об этом в охранное ведомство.

Николай Петрищев, руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области:

«В настоящее время проведена по согласованию с прокуратурой области проверка. Материалы в отношении главы администрации Борщёвского поселения направлены в Хохольский отдел следственного комитета по Воронежской области».

Помимо главы поселения за вторжение на территорию памятника в суде ответят и энергетики. Причём в обоих случаях речь идёт об уголовной статье. Тоже ожидает и организатора незаконного водоёма, если проверка подтвердит выводы сотрудников заповедника.

Между тем, в самом музее готовы всячески помогать местным жителям решать вопрос с земельными работами. Говорят, в большинстве случаев для этого достаточно просто посоветоваться.

Евгений Касилов, Евгений Лютов

Читайте также