< >

Южный мост, городская электричка и электромобили. Каким эксперты видят будущее Воронежа

Городские власти объявили конкурс на разработку стратегии развития мегаполиса до 2035 года.

Вести Воронеж 8106
Южный мост, городская электричка и электромобили. Каким эксперты видят будущее Воронежа

Администрация Воронежа объявила конкурс на разработку стратегии развития города до 2035 года. Победитель должен будет не только оценить уровень развития мегаполиса и наметить основные точки роста, но и сформулировать миссию и генеральную цель развития города на ближайшие 18 лет. В конкурсной документации оговаривается, что авторы должны будут привлечь к работе экспертов, ученых и общественников, а после обсуждения проекта на публичных слушаниях доработать его с учетом мнений воронежцев.

Разработка стратегии завершится к 31 июля 2018 года. Корреспонденты «Вести-Воронеж» решили не ждать и уже сегодня спросить у экспертов, каким они видят Воронеж будущего.

Ответы оказались во многом удивительно схожи – город должен стать удобным. По мнению экспертов, в ближайшие 18 лет городским властям нужно решить градостроительные проблемы, создать рациональную и удобную систему общественного транспорта, построить новые магистрали, вокзалы и транспортные узлы, разбить новые парки, обустроить новые общественные пространства и сохранить культурное наследие Воронежа.

Дмитрий Ендовицкий, ректор Воронежского госуниверситета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области:

– Сегодня обозначились несколько трендов, в соответствии с которыми в ближайшие годы и десятилетия будет развиваться система высшего образования региона. Во-первых, вузовское образование должно стать практикоориентированным, все больше программ бакалавриата и магистратуры будет разрабатываться по заказу работодателей и проходить общественно-профессиональную аккредитацию и аттестацию. Во-вторых, экономика России развивается, и ей очень нужны квалифицированные рабочие кадры. Поэтому в Воронежской области будет активно развиваться система среднего профессионального образования, причем не в техникумах, а в вузах, которые будут разрабатывать специальные программы для различных отраслевых объединений работодателей. В-третьих, воронежские вузы могут стать драйверами для включения региона в госпрограмму «Цифровая экономика».

Кроме того, особенно важно, чтобы высшие учебные заведения активно занимались исследовательской и инновационно-внедренческой деятельностью. Если не будут заниматься или будут только имитировать ее – то окажутся в низшей лиге. Будущее воронежских вузов – в тесной интеграции с бизнес-сообществом, совместной разработке образовательных программ и стратегий развития.


Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт»:

– Что касается будущего воронежских дорог, то главной задачей городских властей должно стать строительство южного радиуса окружной дороги и южного моста через водохранилище. Новая магистраль обогнет аэродром «Балтимор» и правобережные сады и вольется в улицу Дубровина. Необходимо также строительство Большой Ленинградской. Оно предполагает расширение улицы до шести полос, а также ее соединение с микрорайоном ВАИ и окружной дорогой на юге и через улицу Серафимовича с улицей Минской – для выхода на М-4 и промзону Железнодорожного района. Одновременно с этим Ленинский проспект реконструируется в улицу бульварного типа. На севере города в ближайшие годы нужно продлить улицу Шишкова, построить улицу Загоровского и Олимпийский бульвар, а также недостающие участки улиц Владимира Невского и 60-й Армии. И последнее – город должен будет полностью перейти на транзитно-ориентированное проектирование, то есть городские власти должны будут наложить запрет на строительство любых объектов до готовности обслуживающей их улично-дорожной сети.

В сфере работы пассажирского транспорта основной целью должно стать строительство современных железнодорожных вокзалов и железнодорожного кольца вокруг города. Ключевым звеном идеи является проект «Левобережного железнодорожного вокзала», который должен появиться чуть южнее современной «Придачи» и будет рассчитан на прием поездов высокоскоростной магистрали. Это позволит «перезапустить» весь левый берег Воронежа. Также необходимо будет построить «Северный» и «Шиловский» городские вокзалы, реконструировать и замкнуть уже имеющиеся железнодорожные пути вокруг города. Городская электричка в этой концепции станет ключевым элементом транспортной сети.

Неотъемлемой частью города должен стать магистральный скоростной транспорт. На правобережье это будет легкорельсовый транспорт, на левом берегу – скоростной троллейбус. Так же необходимы транспортно-пересадочные узлы и система подвозящего транспорта. Автобус и троллейбус войдут вместе с городской электричкой и легкорельсовым транспортом в единую систему оплаты с электронными билетами. Вместо нестабильных маршруток мы получим удобную систему пересадок.

Воронежский аэропорт должен стать аэропортом мирового класса. Город расположен под перекрестком мирового авиасообщения – над ним летят самолеты из Лондона в Дели и Пекин, а также из Москвы и Северной Европы во все города Азии. Это практически идеальное место для перевалки грузов, дозаправок, стыковок и пересадок, но для этого нужна другая инфраструктура аэровокзала – нам нужно «Воронежское Шереметьево».

И особенно подчеркиваю – ни Воронежу настоящего, ни Воронежу будущего не нужно метро!


Николай Третьяков, экс-глава регионального управления СКР, художник:

– Будущее Воронежа хочу видеть без транспортных пробок, а для этого крайне необходимо метро! Или хотя бы скоростной трамвай. К 2035 году это вполне реально. Хотел бы, чтобы расширили парковые площади, а имеющиеся не уничтожали. Преступность никуда не денется, разве что видоизмениться может. Много будет «компьютерных» преступников. Искусство будет наполняться все больше пошлостью, примитивизмом и бездуховностью. И все активнее будет нарастать противостояние между носителями духовности в культуре и искусстве и формалистами. Одним словом, вся борьба у нас еще впереди.

Роман Пупавцев, архитектор, автор Зеленого театра и проекта реконструкции Советской площади:

– Воронеж будущего должен быть удобным. В нем будет много зеленых зон, общественных пространств, пешеходных зон и парков. На улицах должен появиться легкорельсовый транспорт. Когда я в рамках конкурентных переговоров по реконструкции Советской площади выполнял тестовое задание для КБ «Стрелка», я разработал концепцию трамвайной линии вдоль водохранилища, до Центрального парка, а там – систему фуникулеров. Сегодня это кажется еще нереальным, но власти города дозревают до этой мысли. К тому же к 2035 году к власти придут те, кто сегодня еще очень молод, для них сегодняшнее будущее будет настоящим.

Ольга Рудева, председатель Общественного совета при региональном управлении архитектуры и градостроительства, краевед:

– 2035 год – близкое будущее! К этому времени благоустроят набережную водохранилища между Чернавским и Вогрэсовским мостами, очень красивое место с родниками и видами на воронежские бугры. У нас уже сейчас принят закон об охранных зонах памятников, и со временем в городе будут все внимательнее относиться к объектам культурного наследия. Поэтому к 2035 году приведут в порядок одно из самых старых зданий Воронежа, усадьбу Гардениных в Фабричном переулке, и она станет привлекательным туристическим объектом. А новые здания строители будут деликатно вписывать в окружающую архитектурную среду.

Виталий Иванищев, общественник:

– Первое, что хочется ответить – в 2035 году общественный транспорт должен стать удобным. Это возможно сделать, если учитывать несколько главных факторов. Маршрутная сеть должна стать принципиально иной и состоять из магистральных и подвозящих маршрутов, пересекающихся в пересадочных узлах. Вариантов транспорта на магистральных маршрутах может быть много – это и электричка, и метро, и легкорельсовая транспортная система, и обычные автобусы или троллейбусы на выделенных полосах. При этом магистральные маршруты будут минимально зависеть от городского трафика.

Оплатить проезд можно будет транспортной картой, а любые пересадки в течение полутора часов будут бесплатны. Для школьников, студентов, пенсионеров предусмотрят скидки и разработают программы лояльности для горожан, часто использующих общественный транспорт.

В 2035 году останется совсем мало общественного транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Основную его часть составят трамвай, троллейбусы с возможностью автономного хода и электробусы. Весь транспорт будет удобен для инвалидов и маломобильных горожан.

Водители в будущем будут работать не на себя самих, а на транспортные компании. И их целью станет не сбор денег с пассажиров, а качественное обслуживание населения. Впрочем, в 2035 году часть общественного транспорта уже будет обходиться без водителей и управляться автопилотом.

Александр Попов, руководитель ресурсного центра «Доступная среда»:

– Воронеж в 2035 году – это город, удобный для жителей. Причем для всех абсолютно, для детей, мам с колясками, для пожилых, иностранцев, людей с тяжелым багажом, для людей с инвалидностью. Сегодня он постепенно становится доступным для людей с ограниченными возможностями. Например, в 2017 году в Воронеже начали создавать адаптивную туристическую инфраструктуру, но при этом на таких «адаптивных» туристических маршрутах барьеры все еще встречаются через каждые 50 метров. В 2035 году Воронеж будет городом, в котором любому человеку без всяких барьеров можно будет с минимальными усилиями и максимальным комфортом попасть куда угодно – будь то парки или общественные здания. Это будет удобный, красивый, комфортный мегаполис с сервисом, ориентированным не только на обычных жителей, но и на горожан с инвалидностью. В Воронеже-2035 будут жить люди, которые знают, что могут влиять на происходящие в городе процессы и активно влияющие на них.

Станислав Сорокин, председатель Воронежской областной организации Союза архитекторов России:

– К 2035 году Воронеж должен будет побороть основные градостроительные проблемы, которые накапливались годами. Предстоит решение инфраструктурных и транспортных проблем, чтобы город намертво не встал в пробках, совершенствование системы общественного транспорта уменьшение числа автомобилей не улицах. Стратегически важно строить микрорайоны, обеспеченные производственной инфраструктурой, чтобы горожанам не приходилось каждый день пересекать город из конца в конец по дороге на работу. И необходимо будет перейти на малоэтажную застройку, хватит с нас высоток и бетонных гетто.

Наталья Ветер, руководитель управления экологии администрации Воронежа:

– К 2035 году для сохранения и приумножения городских зеленых зон планируется благоустроить практически все озелененные территории города, а это почти 900 га и увеличить число особо охраняемых природных территорий местного значения. К этому времени также планируется довести показатель раздельного сбора отходов до 60%. Сейчас это менее 10%. Отдельно будем работать над повышением качества воздуха за счет снижения выброса в атмосферу загрязняющих веществ. К этому времени в городе усовершенствуется система общественного транспорта, уменьшится количество личных автомобилей, появятся электромобили и инфраструктура для них.

Иван Горшков, художник:

– Есть два варианта, как в будущем будет выглядеть город. Если учитывать, как обстоят дела сегодня, он будет неидеален. Генеральный план несовершенен, а его требования и нормы нарушаются. Если так все пойдет и дальше, исторические памятники будут исчезать или разрушаться. На их месте построят новые дома, проложат красивые дорожки и установят фонари. С точки зрения обывателя, жизнь в городе, возможно, станет даже удобнее, но исчезнет особая аура Воронежа, связанная с историческими местами города.

В 2010 году я участвовал в форуме «Воронеж – 2020». Мы мечтали о том, что будет через десять лет, и мечтали довольно оптимистично. Что будет развиваться туризм, будут охраняться старые здания, сохранится исторический центр, появятся пешеходные зоны, будут развиваться музеи, государственные и частные, и таким образом будет повышаться туристическая привлекательность Воронежа. Думаю, что эти ориентиры остались актуальными и будут правильными векторами развития Воронежа и до 2035 года. Я надеюсь, что будет сохраняться и приумножаться культурное наследие, и это будет положительно влиять на горожан – они будут становится более вежливыми, образованными, трудоспособными и, соответственно, будут делать жизнь в городе более интересной, привлекательной и комфортной.

Елена Гончарова

Читайте также