< >

«Так привычнее». Почему воронежцы ещё долго будут платить за проезд мелочью, а не картой

Корреспонденты «Вести Воронеж» узнали, почему система не пользуется популярностью у горожан.

Фото: Вести Воронеж

Те, кто ездят в общественном транспорте, уже с завтрашнего дня, 15 сентября, смогут во всех маршрутках и автобусах расплачиваться с карты, телефоны и даже при помощи «умных часов». Монтаж банковских устройств планировали завершить к 1 августа, но не успели – объём работ оказался слишком велик. Между тем, в муниципальном транспорте система работает уже с мая и популярностью не пользуется. 

Поролон для мелочи и импровизированные кассы – к такой системе денежного оборота в маршрутках привыкли все. Терминалы оплаты по карте появились в автобусах недавно и не вызвали у воронежцев никакого интереса, говорят водители маршруток. Андрей Лучников рассказывает, за его смену по карте в среднем платят два человека, чему он, в общем-то, только рад: 

– Вам самому как удобнее?
– В принципе, чтобы платили наличкой. 
– Почему?
– Потому что некоторые подходят, пикают, пикают, а чек не печатается, а карта пустая. Как узнать – проплатили, не проплатили, – интересуется водитель Андрей Лучников. 

Воронежцы, оказалось, даже и не знают, что такая система уже работает. Что неудивительно – экран валидатора не светится, в час-пик спрашивать у водителя, как им пользоваться – нет возможности. Съёмочной группе «Вести Воронеж» не удалось встретить ни одного человека, оплачивающего проезд картой.

– А что у нас карты принимаются теперь? Если бы можно было картой оплачивать, я бы оплачивал картой. Нужно рекламы больше давать, чтобы люди понимали, что можно оплачивать. Побольше наклеек пускай клеят, – заявил житель Воронежа Евгений Федоров. 

– Так пока привычнее, и не во всех транспортных средствах есть карты, – рассказала жительница Воронежа Валерия Исиченко. 

– Я наличными плачу.
– А почему не картой? 
– А где я картой буду оплачивать проезд в автобусе, – жительница Воронежа Алефтина Леонова. 

А даже если и захочешь оплатить картой, надо ещё найти терминал, спрятанный за занавесками. А потом может оказаться, что валидатор отключён – водители часто сами выводят их из строя, чтобы было проще контролировать денежный поток. Таким власти грозят наказанием, но признают – для сбоя есть и объективные причины. 

– Те транспортные средства, в которых будут отсутствовать валидаторы, то есть, это, возможно, какое-то там противодействие со стороны перевозчика, я имею в виду, именно водителя. То есть, теперь уже, скажем так, эксплуатация данного оборудования, допускаем, что какие-то технические могут быть неисправности, – сообщил первый заместитель главы Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин. 

В автобусах частных перевозчиков свои терминалы установил «Газпромбанк». Теперь в транспортных компаниях могут понимать, сколько людей в день оплатили проезд по безналичному расчёту. 

– Они, во-первых, зафиксированы эти терминалы за каждым автобусом. В конце дня каждый владелец автобуса и водитель видят, сколько у него оплачено по карте. У нас – общая информация, мы специально обучили бухгалтера, которая занимается только этой работой: сбором информации, чтобы работали терминалы, – пояснил директор компании-перевозчика Антонина Кривушина. 

Однако цифры пока не впечатляют. Всего 2% пассажиров предпочитают карту мелочи. И крупные перевозчики уверяют – так будет до тех пор, пока не появится разница в цене. В пример приводят практику дифференцированной системы оплаты в троллейбусах. Там дешевле всего на 2 рубля, а процент пассажиров, перешедших на оплату картой – превысил 20%. 

– Дано поручение руководителю управления транспорта совместно с перевозчиками подготавливать обоснование стоимости проезда, и я так предполагаю, что стоимость проезда будет дифференцирована. То есть, по безналичной оплате она будет меньше, за наличную оплату – больше. Тем самым, это стимулирует жителей города пользоваться пластиковыми картами, – рассказал председатель городского Союза перевозчиков Дмитрий Крутских. 

Между тем, нельзя говорить о том, что разница в тарифе появится уже в ближайшее время. Сроки пока никто не называет даже приблизительные. Поэтому пока терминал в автобусе, видимо, продолжит быть лишь аксессуаром. 
 

Читайте также