< >

Дело о пытках до разрыва печени в воронежской полиции дошло до Европейского суда

Перед потерпевшим от издевательств в 2016 году извинилось руководство МВД региона.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 4859
Дело о пытках до разрыва печени в воронежской полиции дошло до Европейского суда

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к рассмотрению жалобу Марата Мартышева, который стал жертвой пыток со стороны воронежской полиции в 2012 году. Об этом корреспонденту «Веси Воронеж» сообщила адвокат Ольга Гнездилова, представитель потерпевшего. Мужчина требует от России компенсации за страдания, которые претерпел от рук правоохранителей, и за нарушение прав – фактическое отсутствие наказания для полицейских. К слову, в 2016 году руководство воронежской полиции извинилось перед потерпевшим от пыток, это единственный публичный случай в регионе.

История Марата Мартышева началась в марте 2012 года, когда за ним пришли полицейские и потребовали признаться в изнасиловании. Мужчину били и пытали электрическим током два человека . Требуя признаний, по Марату топтались ногами. В итоге он стал умирать прямо в Железнодорожном отделе полиции. Врачи застали задержанного в полубессознательном состоянии. В больнице в связи с разрывом печени Мартышеву сделали срочную операцию, без которой он умер бы. Случай с Маратом стал поводом для серьёзного расследования, так потерпевших в деле о пытках стало пятеро. Всего в деле появилось три эпизода пыток невиновных

Во время следствия Мартышева выслали из России. Мужчина родился и провел детство в России, в Узбекистане он жил на момент получения гражданства. В 2012 году в Узбекистане у него не было ни родных, ни знакомых. В итоге человек, добивавшийся наказания для своих истязателей в форме, оказался в чужой стране без знания языка и крыши над головой.

Правозащитники расценили запрет на въезд в Россию Марату как способ помочь уйти пытавшим его полицейским от ответственности. Из-за отсутствия потерпевшего его эпизод начали разваливать во время судебных процессов.  

Оперуполномоченный Валерий Мочалов получил сначала 6 лет колонии, но потом был новый суд. По итогам всех процессов полицейского отправили к колонию на 3 года 7 месяцев – из них за «развалившийся» эпизод по Мартышеву добавили всего 1 месяц. По версии суда, получилось, что якобы опер ударил задержанного только пару раз. Второго полицейского, который пытал Мартышева, так и не нашли.

В связи с несоразмерностью преступления и наказания и нарушением прав Мартышева правозащитники обратились в Европейский суд по правам человека.

– Кроме того, в жалобе ЕСПЧ мы указали, что протокол, который послужил основанием для выдворения потерпевшего составлял тот же участковый, который помогал Мочалову искать Мартышева перед задержанием, – рассказала Ольга Гнездилова. – Сейчас мой доверитель продолжает находится в Узбекистане, депортация в чужую страну полностью изменила его жизнь и судьбу.

Руководство регионального МВД летом 2016 года принесло извинения за пытки, поводом как раз стал случай с Мартышевым.

–Я приношу официальные извинения за действия бывшего сотрудника УУР ГУ МВД России по Воронежской области Мочалова В.В. и надеюсь, что данный факт не повлияет на Ваше доверие к полиции и оценку деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, – написал тогда в официальных извинениях в адрес потерпевшего Евгений Соломахин, начальник управления уголовного розыска ГУ МВД по Воронежской области.

Читайте также